Дополнительное пенсионное страхование за вредные условия труда в 2019 году

Как платить страховые взносы по дополнительному тарифу в 2016 г

Дополнительное пенсионное страхование за вредные условия труда в 2019 году

Норма ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ1 (далее — Закон № 212-ФЗ), регулирующая уплату страховых взносов в ПФР по доптарифу, сформулирована очень лаконично. Многие нюансы техники исчисления страховых взносов и определения базы для их исчисления в Законе № 212-ФЗ до сих пор остаются нераскрытыми, несмотря на внесенные изменения.

Это в свою очередь приводит к многочисленным обращениям плательщиков страховых взносов в ПФР и Минтруд России. Данная тема актуальна и для работников, занятых на вредных и опасных производствах. Ведь в специальный стаж для льготной пенсии периоды такой работы включаются, только если работодатель своевременно начисляет и уплачивает страховые взносы по доптарифу.

Иначе у работника не формируется право на льготную пенсию.

Обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу появилась относительно недавно — с 1 января 2013 г. Связана она со следующим: существуют рабочие места, работа на которых дает право человеку претендовать на досрочную пенсию. В целях обеспечения пенсионных прав будущих пенсионеров, которым полагается досрочная пенсия, необходимо дополнительное финансирование.

Перечень лиц, которым назначается льготная трудовая пенсия по старости (то есть ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами — 55 лет), установлен в п. 1—18 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон № 400-ФЗ).

Указанный перечень предусматривает виды профессий, работа по которым осуществляется во вредных, тяжелых либо опасных условиях. В связи с этим законом предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение: в некоторых случаях с 45 лет — у женщин, с 55 — лет у мужчин.

Следовательно, и период получения пенсии у данных категорий может быть дольше, чем общеустановленный у пенсионеров — «нельготников», в некоторых случаях на десять лет. Однако в пенсионной системе, действовавшей до 2013 г.

, работодатель не нес дополнительных расходов в связи с наличием «вредных» рабочих мест.

Вопрос о «социальной несправедливости» действовавшей системы досрочного пенсионного обеспечения по старости впервые поставлен в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.

2012 № 2524-р.

В документе разработчики указали: досрочные пенсии по старости должны компенсировать работникам преждевременную утрату трудоспособности в связи с их занятостью в неблагоприятных условиях труда и обеспечивать своевременное обновление кадрового состава.

Таким образом, необходимость досрочного пенсионного обеспечения по старости обусловлена прежде всего виной работодателя в том, что он не может обеспечить нормальные условия труда своим работникам.

Однако работодатели не несут каких-либо дополнительных финансовых обременений за то, что условия труда на их производстве являются вредными для здоровья.

При этом досрочные пенсии составляют существенную долю расходов бюджета ПФР, не позволяя в полной мере повышать уровень обеспечения «нельготных» пенсионеров, и «в результате издержки, которые обязаны нести работодатели в целях обеспечения права своих работников на досрочную пенсию, несут, по сути, все пенсионеры, а также работодатели, не имеющие вредных производств. Кроме того, «старое» пенсионное законодательство предусматривало назначение льготных пенсий на основании так называемых списков, а не реальной картины условий труда.

В связи с этим в Стратегии было заявлено о необходимости перейти к дифференцированному порядку определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а именно ввести дополнительный тариф страховых взносов в ПФР для работодателей, предоставляющих рабочие места с неблагоприятными условиями труда.

С 1 января 2013 г. работодатели, чьи работники «зарабатывают» право на досрочную пенсию по основаниям, предусмотренным п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ2, обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой пенсии дополнительные страховые взносы по тарифам, установленным ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Фискальная нагрузка на работодателя, использующего труд работников во вредных условиях, повышенная.

Однако тарифы установлены таким образом, что плательщики могут быть освобождены от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда (тариф 0%).

Положения Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ) вступили в силу с 1 января 2014 г.

Вместе с тем законодательством предусмотрена возможность и сроки использования результатов аттестации рабочих мест, проведенной до вступления в силу Закона № 426-ФЗ.

Итак, первое, на что необходимо обратить внимание: порядок применения дополнительных тарифов страховых взносов связан не только с самим фактом выплат в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, но и с результатами классификации условий труда на рабочих местах на указанных видах работ по степени вредности и опасности.

Уплата страховых взносов по доптарифу по результатам аттестации и спецоценки

Законом № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения в части обязательного проведения спецоценки.

Если аттестация рабочих мест была проведена до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, но не позднее, чем до 31 декабря 2018 г. (п. 4—6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Если плательщик производит выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, то в привязке к результатам классификации условий труда на рабочих местах на указанных работах возможно несколько вариантов.

Вариант 1

Плательщик не проводил аттестацию рабочих мест и спецоценку условий труда. В этом случае в силу ч. 1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, начиная с 2015 г. и далее применяется дополнительный тариф 9%.

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ в силу ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ начиная с 2015 г. и далее применяется дополнительный тариф 6%.

Вариант 2

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми.

В этом случае в силу ч. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ до установления на указанных рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Законом № 426-ФЗ, плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ (то есть по тарифу 9 или 6%).

Иными словами, применение «нулевого» тарифа возможно только по результатам спецоценки условий труда, но не на основании результатов аттестации.

Вариант 3

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны вредными и (или) опасными.

В этом случае в силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее — Закон № 421-ФЗ) плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Таблица 1. Размер дополнительного тарифа в зависимости от условий труда

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф страхового взноса
Опасный48,0%
Вредный3.47,0%
3.36,0%
3.24,0%
3.12,0%

Вариант 4

У плательщика есть результаты спецоценки условий труда на рабочих местах на видах работ, указанных в п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, согласно которым этим рабочим местам присвоены классы условий труда в соответствии с Законом № 426-ФЗ.

Тогда плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Таблица 2. Размер дополнительного тарифа в зависимости от условий труда

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф страхового взноса
Опасный48,0%
Вредный3.47,0%
3.36,0%
3.24,0%
3.12,0%
Допустимый20,0%
Оптимальный10,0%

Обратите внимание

Источник: https://www.eg-online.ru/article/304106/

Льготная пенсия по вредности

Дополнительное пенсионное страхование за вредные условия труда в 2019 году

Льготная пенсия по вредности

Для граждан России, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, на подземных работах или в горячих цехах (так называемые список № 1, список № 2 и «малые списки» вредных профессий РФ) законодательством предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию при наличии установленного количества специального стажа. Пенсионный возраст для этих категорий работников устанавливается по специальной сетке в зависимости от вида осуществляемой трудовой деятельности, а также от количества лет наработанного «вредного» стажа.

Выход на пенсию по вредности по новому закону

В связи с проведением пенсионной реформы в России с 2019 года никаких изменений в условия оформления досрочной пенсии по вредности вноситься не будет. По новому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. все требования к специальному стажу, общему страховому стажу, а также нормативы возраста выхода на пенсию по предусмотренным льготным спискам останутся прежними.

Таким образом, чтобы оформить досрочную пенсию по старости по новому закону с 2019 года в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда (так называемую льготную пенсию по вредности), необходимо выполнение нескольких условий:

  1. Достичь пенсионного возраста, установленного для конкретной категории профессий.
  2. Отработать необходимое количество лет на вредном производстве — т.е. иметь необходимое количество:
  • специального стажа работы во вредных (тяжелых) условиях труда;
  • общего страхового стажа.
  1. Иметь необходимое количество сформированных пенсионных коэффициентов (ИПК).

Сколько лет нужно отработать на вредном производстве?

Для россиян, работающих в горячих цехах, в вредных, тяжелых условиях труда, на подземных работах, в том числе для граждан определенных профессий (так называемых «малых списков») пенсия по старости назначается досрочно — т.е. раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Такая возможность предусмотрена частью 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Однако, чтобы стать пенсионером досрочно, необходимо иметь предусмотренную законом продолжительность вредного стажа — времени работы по спискам вредных профессий, установленным Постановлением Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 г.

Пенсионный возраст для работников вредных производств по Списку 1 и 2, а также необходимое для них количество лет специального стажа по профессии и общего страхового стажа для оформления досрочной пенсии представлено в таблице ниже:

Условия выхода на льготную пенсиюПо списку № 1По списку № 2
ЖенщиныМужчиныЖенщиныМужчины
Пенсионный возраст (лет)45505055
Необходимый специальный стаж (лет)7,5101012,5
Необходимый общий страховой стаж (лет)15202025

Если указанный в таблице вредный стаж был выработан не в полном объеме, то можно будет рассчитывать на снижение общеустановленного пенсионного возраста пропорционально наработанному специальному стажу.

Также необходимо отметить, что с 1 января 2013 года период работы на вредном (тяжелом) производстве включается в специальный стаж только при условии уплаты работодателем дополнительных страховых взносов в ПФР по специальному тарифу. Его величина определяется в зависимости от результатов спецоценки условий труда, которую обязан проводить работодатель.

Пенсия по списку 1, 2 с неполным стажем по вредности

Если гражданин не смог наработать предусмотренное количество стажа на вредном или тяжелом производстве, то согласно п. 1 и п. 2 ч. 1 ст.

30 закона № 400-ФЗ он имеет право на уменьшение общего пенсионного возраста — т.е.

снижение относительно 55 и 60 лет для женщин и мужчин (несмотря на общее повышение пенсионного возраста с 2019 года, это условие для работников вредных производств изменяться не будет).

Снижение пенсионного возраста при неполном вредном стаже возможно только при выполнении двух условий:

  • наличии не менее половины установленного специального стажа (см. таблицу выше);
  • наличии в полном объеме необходимого количества общего страхового стажа и ИПК.

Уменьшение возраста выхода на пенсию в этом случае осуществляется пропорционально по следующему правилу: норматив снижается на 1 год:

  • при работе по Списку 1 — за каждый 1 полный год трудовой деятельности для женщин и мужчин;
  • при работе по Списку 2 вредных профессий — за каждые:
  • 2,5 года вредной работы для мужчин;
  • 2 года специального стажа — для женщин.

С учетом этого, возраст выхода на пенсию с неполным стажем работы на вредном или тяжелом производстве можно представить в виде таблицы:

По Списку № 1По Списку № 2
ЖенщиныМужчиныЖенщиныМужчины
СЛСПВСЛСПВСЛСПВСЛСПВ
3,75525555536,2558
4516546527,557
550753
6498528511056
748951
7,5451050105012,555

Примечание: СЛС — специальный льготный стаж в годах; ПВ — пенсионный возраст в годах.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

Начиная с 1 января 2013 года время работы на вредном, опасном или тяжелом производстве засчитывается в специальный стаж, позволяющий оформить пенсию досрочно, только в случае начисления и уплаты работодателем дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Тариф этих дополнительных взносов устанавливается ст. 428 Налогового кодекса РФ в зависимости от класса условий труда, которые определяются в результате специальной оценки условий труда на рабочих местах.

До 31 декабря 2018 г. тариф дополнительных страховых взносов может быть определен по результатам аттестации рабочих мест, если спецоценка условий труда еще не производилась (ч. 8 ст. 35 закона № 400-ФЗ). Начиная с 2019 года дифференцированный дополнительный тариф будет введен только по профессиям, прошедшим специальную оценку.

В зависимости от условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки устанавливаются следующие тарифы доп. взносов в ПФР:

Класс условий трудаПодклассДоп. тариф
Опасный48%
Вредный3.47%
3.36%
3.24%
3.12%
Допустимый2
Оптимальный1

Если спец. оценка условий труда не проводилась, то уплата страховых взносов происходит по следующим дополнительным тарифам:

  • 9% — для профессий Списка 1 (ч. 1 ст. 428 НК РФ);
  • 6% — для профессий Списка 2 и «малых списков» (ч. 2 ст. 428 НК РФ).

Список 1 льготных профессий для досрочной пенсии

К Списку 1 профессий, дающих право на досрочное оформление пенсии, относятся должности, связанные с подземными работами, горячими цехами, с вредными условиями труда. Для определения права на льготное оформление пенсии применяется перечень работ, должностей, утвержденный законодательными актами:

  • для периодов работ до 01.01.1992 г.

Источник: http://mert.tuva.ru/directions/pension_reform/preferential_pension/

Дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда. Нужно ли отчислять дополнительные тарифы в ПФР?

Дополнительное пенсионное страхование за вредные условия труда в 2019 году

Общепринято считать, что размер взносов вычитается из заработной платы сотрудников.

В действительности, источником для перечислений становятся средства работодателей, которые вносят взносы за всех работников до вычета с них налога.

В результате, платежи на обязательное страхование перечисляются из фонда по оплате труда. Индивидуальные предприниматели обязаны оплачивать взносы самостоятельно за себя.

Помимо оплаты положенных взносов, работодатель выполняет следующие задачи:

  • Вовремя регистрируется в Пенсионном фонде как страхователь;
  • Предоставляет нужные сведения и документы по учету сотрудников, выплате и назначению пенсионного обеспечения;
  • Устраняет нарушения, если они были обнаружены налоговой службой или Пенсионным фондом.

Для бесперебойности работы системы своевременного предоставления информации работодатель оперативно получает сведения о тарифах для расчета платежей. Пенсионный фонд также уведомляется об изменениях в законодательстве и ведении отчетности.

Основной тариф в размере 22% по обязательному пенсионному страхованию оплачивается в соответствии с системой налогообложения. Предприятие должно ежемесячно перечислять платежи, которые распределяются по индивидуальным счетам граждан в соответствии с выбранным способом пенсионного обеспечения.

В зависимости от способа обеспечения пенсией, который выбрал работник, поступившая сумма распределяется следующими способами:

  1. Страховые выплаты. В этом случае 6% идет на текущих пенсионеров, а 16% остается для финансирования будущей пенсии граждан.  
  2. Страховая и накопительная пенсия. При этом способе 6% отправляют на финансирование выплат для текущих пенсионеров, 10% направляют на страховую и 6% на накопительную части.

Возможность выбора варианта формирования пенсии появляется у граждан, которые ранее этого не сделали и только поступили на работу. Такой выбор можно сделать в течение первых 5 лет своей рабочей деятельности. Дополнительные выплаты назначаются в зависимости от степени опасности и вредности работы.

Пенсии и компенсации на вредном производстве

При работе на производстве, наносящем вред организму, гражданин не получает надбавок к выплатам в пенсии, размер будет высчитываться по стандартной формуле. Поощрением будут считаться дополнительные начисления за работу, выплачиваемые работодателем.

Размер отчислений работодателя основывается на классе вредности, который присваивается после специальной проверки.

Дсв в 2017 году по результатам специальной оценки труда

Размер ставки дополнительных страховых взносов зависит от результатов специальной оценки условий труда, которая не только устанавливает уровень условий труда, но и выявляет недостатки, которые работодатель обязан устранить и привести рабочее место в соответствие с установленными нормами. Их регулирует Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ, который, в том числе, устанавливает и сроки таких проверок — не реже 1 раза в 5 лет.

Тарифы по ДСВ устанавливаются в зависимости от уровня вредности по результатам проведения такой оценки условий труда. Чем выше опасность и вредоносность условий, тем выше тариф дополнительных страховых взносов. По результатам спецоценки рабочих мест тарифы по ДСВ могут быть следующими:

Уровень условий труда Оценка Размер ДСВ
Опасный48%
Вредный3,47%
Вредный3,36%
Вредный3,24%
Вредный3,12%
Допустимый20%
Оптимальный10%

Если после специальной оценки установлены оптимальные или допустимые условия  труда, дополнительный тариф страховых взносов не предусматривается.

Кто перечисляет деньги на пенсионные накопления

Реформирование системы ОПС в России проводилось несколько раз. Поэтому на настоящее время образовалось несколько групп населения — плательщиков дополнительных взносов. В 2018 году к ним относятся:

  • Труженики, начиная с 1967 года рождения. Если они участвовали в производстве в период с 2002 по 2013 год, то могли сделать выбор в пользу формирования капитала на старость. При этом решение принять следовало до завершения 2015 года.

Важно: в 2014 года на пенсионные накопления введен мораторий, продленный до 2020 г. включительно. Допвзносы можно будет перечислять после возобновления программы.

  1. К следующей категории относятся мужчины (1953-1966 года рождения) и женщины (1957-1966 г.р.). За этих людей организации должны были перечислять средства в капитал на пожилые годы в период с 2002 по 2004 г. Если они работали, значит, имеют определенные накопления.
  2. Люди, присоединившиеся к программе госсофинансирования.
  3. Мамы, вложившие маткапитал в пенсию.
  4. Молодые люди, за которых первый взнос перечислен с 2014 года, также имеют возможность сделать выбор в пользу формирования накоплений в настоящее время.

О порядке перечисления допвзносов

Способ взаимодействия с ПФР зависит от категории плательщика. Однако гражданину необходимо оформить свое решение в заявительной форме:

  • самостоятельно;
  • с помощью работодателя.

В отличие от обязательных взносов, переводимых ежемесячно, дополнительный можно делать:

  1. раз в год (в квартал) в твердой сумме;
  2. регулярно в процентном отношении к заработку.

Если труженик решил осуществлять допплатеж через бухгалтерию предприятия, то необходимо написать соответствующее заявление. На его основании работодатель обязан:

  • издать приказ о дополнительных взносах;
  • внести изменения в трудовой договор работника;
  • проводить расчеты;
  • переводить оговоренные средства отдельным платежным поручением;
  • формировать и передавать в ПФР необходимую документацию.

Скачать для просмотра и печати:

Форма заявления в бухгалтерию для осуществления уплаты ДСВ

При желании человек может самостоятельно вносить в Пенсионный фонд суммы допвзносов. При этом следует внимательно заполнять документы о переводе, чтобы деньги не затерялись.

Мамам, чтобы вложить в старость маткапитал, придется отправиться в отделение ПФР лично. Распорядиться господдержкой можно и посредством возможностей интернета:

  • на официальном сайте фонда;
  • через портал госуслуг.

Все накопления, сделанные в более ранние периоды до моратория, сохраняются на счетах. Владельцы имеют право принимать решения по управлению своими вкладами.

Кому начисляются дополнительные страховые взносы?

Согласно действующему законодательству, выплаты по ДСВ перечисляются в пользу работников отдельных категории. Они введены в целях материального обеспечения тех граждан, которые претендуют на выход на пенсию досрочно, то есть до наступления пенсионного возраста.

Тарифы по дополнительным выплатам ежегодно индексируются и в 2017 году составляют:

  • 8 % — для работников, трудовая деятельность которых связана с подземными работами или занятостью в горячих цехах;
  • 7-2 % — для сотрудников, работающих в тяжелых условиях труда.  

Тариф 2-8% относится:

  1. к женщинам, работающим трактористами-машинистами в строительной, сельскохозяйственной, дорожной и погрузочно-разгрузочной сфере;
  2. к женщинам, трудящимся в текстильной промышленности с высокой интенсивностью и тяжестью;
  3. к сотрудникам локомотивных бригад, а также трудящихся, занимающихся перевозками или обеспечением безопасности перевозок на ж/д и метро;
  4. к водителям грузового транспорта, работающих на шахтах, в рудниках, занимающихся вывозом полезных ископаемых;
  5. к изыскателям, занимающихся топографическими работами, полевыми геолого-разведочными работами, к геологам, к участникам экспедиций;
  6. к работникам, трудовая деятельность которых связана с осужденными лицами в тюрьмах и пр.

Полный список работников, на счет накопительной пенсии которых начисляется дополнительный страховой взнос, указан в п. 1 и 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом предельной базы для расчета дополнительных взносов не предусмотрено.

Если проведена спецоценка или аттестация

Если на рабочих местах организации или ИП была проведена специальная оценка, то по итогам этих мероприятий должны быть определены классы (подклассы) условий труда на производстве. Если это ваша ситуация – используйте шкалу дополнительных тарифов из пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса РФ, которая делится по классам (подклассам) условий труда.

Эта шкала касается организации и ИП, производящих выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пунктах 1–18 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (с учетом списка 1, утвержденного постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10, и иных списков профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости).

Дополнительные тарифы (пункт 3 статьи 428 НК РФ)
Условия трудаТариф дополнительных взносов, %
класс – опасный подкласс – 48,0
класс – вредный подкласс – 3.47,0
класс – вредный подкласс – 3.36,0
класс – вредный подкласс – 3.24,0
класс – вредный подкласс – 3.12,0
класс – допустимый’ подкласс – 20,0
класс – оптимальный подкласс – 10,0

Заметим, что итоги специальной оценки условий труда равноценны итогам проведенной прежде аттестации рабочих мест.

До 31 декабря 2019 года результаты аттестации можно учитывать в целях определения тарифов дополнительных страховых взносов в 2019 году.

Однако важно, чтобы в этих целях
принимались во внимание базовые требования, а именно (ч.5 ст. 15 Федерального закона от 28.12. 2013 № 421-ФЗ):

  • результаты аттестации должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства;
  • результаты аттестации оформлены не позднее 31 декабря 2013 года;
  • по результатам аттестации условия труда на рабочем месте были признаны вредными или опасными;
  • срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам в 2019 году нужно начислять на все выплаты в пользу работников с начала года. Никакие предельные лимиты по базе не применяются – пункт 5 статьи 421 Налогового кодекса РФ. Более того, страховые взносы по дополнительным тарифам нужно начислять даже в пользу тех, кто уже вышел на пенсию по старости (в том числе, досрочно).

Дополнительные страховые взносы за вредные условия труда

Дополнительные тарифы действуют на граждан, задействованных во вредных работах. Со всеми профессиями и условиями, при которых работы считаются опасными, тяжелыми или вредными можно означиться в статье 30 Федерального закона №400.

Узнайте, кто является Федеральными льготниками.

Когда отменят понижающий коэффициент для военных пенсионеров? Читайте в статье.

Дополнительные тарифы будут образовываться и для работодателей, застраховавших граждан из вышеописанных категорий. Если гражданин, который был задействован на вредных работах, захочет раньше отправиться на пенсию, то учитываются только те месяцы, когда зачислялись бонусные взносы.

Специальная оценка

Специальная оценка необходима, чтобы определять, какие факторы оказывают влияние на работника во время трудовой деятельности. Полноценный комплекс мероприятий прописан в статье 3 Федерального закона №426.

Проводится оценка работодателем минимум раз в 5 лет. Также предусмотрены и факторы, при которых придется проводить незапланированную проверку, например:

  • при обновлении технологического процесса;
  • установке нового оборудования;
  • открытии новых рабочих мест — с полным списком можно ознакомиться в статье 17 закона №426.

Так как у работодателя не достаточно опыта для определения категории, а также есть личные мотивы в укрытии факторов, повышающих оплату, проверки проводятся специальными организациями:

  1. Предприятие должно заключить гражданско-правовой договор, на основе которого будет проводиться проверка.
  2. Сначала комиссия утверждает места для работников, подлежащих оценке, далее определяются факторы, которые могут воздействовать на работников.
  3. Результатом аттестации является один из четырех классов опасности, определяемый при проверке:
    • 1 – оптимальный класс, не представляет никакого вреда для организма работника;
    • 2 – допустимый класс, есть некоторые вредные факторы, последствия от которых уходят за период короткого перерыва;
    • 3 – вредный класс, когда показатели превышают установленные нормы, делится на четыре подкласса;
    • 4 – опасный класс, когда человек трудится, рискуя жизнью или имея возможность получить заболевание, которое будет расцениваться как профессиональное.

Размер отчислений

Дополнительные страховые взносы в 2019 году в ПФР за вредные условия труда напрямую зависят от класса, определенного проверкой:

1 и 2 классы – 9% или 6% в зависимости от Списка.

3 класс:

  • 1 подкласс – 2%;
  • 2 подкласс – 4%;
  • 3 подкласс – 6%;
  • 4 подкласс – 7%;

Источник: https://urxpert.info/pensiya/dopolnitelnye-strahovye-vznosy-v-pfr-za-vrednye-usloviya-truda-nuzhno-li-otchislyat-dopolnitelnye-tarify-v-pfr.html

Дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда — Портал юридической поддержки населения

Дополнительное пенсионное страхование за вредные условия труда в 2019 году
(10 5,00 из 5)
Загрузка…

Дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда работодатели обязаны перечислять в пользу определенной категории трудящихся и льготников. Это люди, занятые на вредных и опасных работах, имеющие право на досрочную пенсию.

Законодательные основы

ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» устанавливает 4 класса трудовых условий: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия.

Методы специализированной оценки трудовых условий предполагают исследование и измерение вредных факторов. Условия труда относят к определенной категории в зависимости от их степени опасности.

Класс зависит от тяжести и силы влияния химических, биологических, микроклиматических воздействий.

Изменения, введенные законом, позволяют унифицировать процедуру проведения экспертизы или оценки трудовых условий. На основе результатов исследования будут присваиваться гарантии и компенсации для работников. Кроме того, нововведение должно стимулировать работодателей к совершенствованию условий и введению мер защиты труда.

Нормы, установленные ФЗ № 426, потребовали внесения поправок в закон №212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР». Таким образом, от класса рабочих мест напрямую зависит размер дополнительных тарифных отчислений.

Какие категории граждан попадают под дополнительное страхование?

Дополнительные тарифы вступили в действие с 2013 года после принятия Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Работодатель должен вносить повышенный взнос за сотрудников, трудящихся на вредном и опасном производстве.

За осложненные трудовые условия полагается досрочное пенсионное обеспечение. Тяжелыми и вредными считаются:

  • добыча полезных ископаемых и горные работы;
  • производство, переработка черных, цветных металлов, угля, газа, сланца, нефти;
  • химическая промышленность, производство взрывчатки, боеприпасов;
  • электротехническая промышленность;
  • производство стройматериалов, целлюлозы, стекла, фарфора, фаянса;
  • атомная энергетика и другие сферы.

Труд на данных производствах сопровождается особой опасностью, тяжелыми нагрузками, повышенным травматизмом. Работа сопряжена с воздействием повышенного шума, газа, радиации и других факторов. Вредные воздействия вызывают профессиональные заболевания и потерю трудоспособности.

Перечень застрахованных категорий содержится в пп. 1, 2, 3 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г.

Списки льготников

«Первая сетка»(пп. 1, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400);Профессии особо вредные и опасные. К ним относятся работы под землей, в горячих цехах, на вредных производствах, на АЭС, на флоте, в фармакологии и т.д.К ним не причисляются периоды работы по категориям «второй сетки» и «малых» списков.
«Вторая сетка»(пп. 2, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400)Вредные профессии, связанные с тяжелыми условиями труда: горнорудные, металлургия, пищевая промышленности, ж/д, система здравоохранения.Для получения досрочной пенсии разрешено суммировать трудовые периоды по 1 и 2 списку.

Списки не постоянны, регулярно корректируются с учетом экономических показателей.

Главным отличием между перечнями 1 и 2 по указанию Министерства труда является особая тяжесть и опасность деятельности. Списки перечислены в Постановлении от 16.07.2014 № 665.

Как проводится оценка рабочих условий?

Законодательная основа оценки труда предусмотрена в ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда». Процедура включает в себя ряд мероприятий по выявлению вредных воздействий, факторов. При этом эксперты ориентируются на существующие гигиенические нормативы.

Работодатель должен организовывать оценку как минимум раз в 5 лет, при необходимости обязан проводить внеплановые проверки. Например, при увеличении числа рабочих мест, изменении технологий, переоборудовании (список дается в ст. 17 ФЗ № 426). Для проведения оценки на предприятие приглашают представителей специализированных организаций. Услуга оказывается на договорной основе.

Комиссия утверждает список исследуемых рабочих мест, затем разрабатывает перечень вредных факторов. В результате условиям труда присваивается класс опасности:

  1. «оптимальные» условия по степени влияния на организм;
  2. «допустимые» условия – факторы в рамках разрешенных нормативов, когда подорванное здоровье можно восстановить за выходные дни;
  3. «вредные» – воздействия выше нормативов (класс подразделяется на 4 подкласса);
  4. «опасные» условия – факторы, угрожающие жизни или провоцирующее профессиональные заболевания.

Итоги оценки заносятся в заключение. Экспертиза требуется для досрочного назначения пенсионного обеспечения и для включения периодов работы на вредном производстве в общий стаж.

Тарификация дополнительных взносов в ПФР

В 2019 году нормативы по взносам за осложненные трудовые условия зависят от того, проводилась ли специальная оценка.

При отсутствии оценкиПосле оценочных мероприятий тариф дифференцируется по классам опасности
  • по списку 1 – 8%,
  • по списку 2 (в том числе «малым спискам») – 6%.
8% — 4 класс;7% — 3 класс, подкласс 4 (3.4);6% — 3.3;4% — 3.2;2% — 3.1.

Величина тарифа для работодателя устанавливается в зависимости от степени опасности условий. По 1 и 2 классам дополнительные взносы не начисляются. Работодатель, вносящий платежи за вредные условия, не имеет право на ограничения по предельной облагаемой взносами базе.

Согласно ФЗ № 426 уплата взносов по системе аттестации, существующей в организациях с вредной спецификой, производится до 1 января 2019 года.

Таким образом, если аттестация рабочих мест, экспертиза условий труда не была проведена или прошла до 1 января 2014 года (несмотря на то, что рабочие места были признаны неопасными), то применяется 6% тариф. Процент взимается с общей суммы выплат, начисляемой в пользу физических лиц. Если специальная проверка трудовых условий проведена по новым правилам, применяется тариф 2-8%.

Порядок уплаты дополнительного взноса

После проведения экспертизы или оценки работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию, подтверждающую соответствие условий труда нормативам. Рабочие места с опасными факторами распределяются по классам вредности. Затем на основе поданной декларации устанавливаются тарифы взносов к уплате.

Особенности взносов по дополнительным тарифам:

  1. взносы являются персонифицированными;
  2. выплаты полностью направляются на финансирование трудового пенсионного обеспечения по старости;
  3. предельная величина базы для начисления страховых взносов не берется в расчет.

Перед уплатой взноса работодатель рассчитывает облагаемую базу и выбирает тариф. Если предельная величина не установлена при подсчете базы, то в учет берутся все выплаты и вознаграждения, полученные сотрудником.

Для уплаты платежа работодатель подготавливает КБК, общую сумму взноса (без разделения на страховую и накопительную часть), точную сумму дополнительного взноса. Рассчитать, оформить и направить в банк платежное поручение можно удаленно. Для уплаты применяются коды бюджетной классификации (КБК), установленные в 2013 году 212-ФЗ.

Платежи по дополнительному тарифу вносятся в ФНС ежемесячно по итогам периода. Сроки совпадают с датами выплат основного взноса:

  • до 15 числа при подаче документов в бумажном виде;
  • до 20 числа при электронной подаче декларации.

Помимо трудящихся, задействованных на производстве, работе при опасных и тяжелых факторах, дополнительным страхованием имеют право пользоваться:

  1. работодатели в рамках программы добровольных взносов;
  2. специалисты списков 1 и 2 по своей инициативе;
  3. работодатели пилотов и экипажей авиатехники;
  4. работодатели угольной промышленности;
  5. индивидуальные предприниматели.

Заключение

Дополнительные отчисления за вредные трудовые условия взимаются с работодателей в пользу трудящихся и льготников. К данной категории относятся люди, занятые на вредных и опасных работах.

Условия труда причисляются к определенному классу в зависимости от степени опасности.

Класс трудовых условий зависит от их тяжести и степени влияния химических, биологических, микроклиматических факторов.

Тариф 6% применяется, если оценка условий труда не организовывалась или проводилась до 1 января 2014 года. Если специальная экспертиза условий труда проведена, устанавливается тариф 2-8%. Дополнительные взносы могут выплачиваться и за пенсионеров, выработавших стаж.

Прочтите также:

© 2018, Портал юридической поддержки населения. Все права защищены.

(10 5,00 из 5)
Загрузка…  

Источник: https://vseolgotah.ru/pensiya/dopolnitelnye-strahovye-vznosy-v-pfr

Дополнительное пенсионное страхование за вредные условия труда в 2019 году

Дополнительное пенсионное страхование за вредные условия труда в 2019 году

Некоторым труженикам в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством положено дополнительное пенсионное страхование. Речь идет о гражданах, занятых вредным, опасным и тяжелым трудом.

Работодатели за занятие определенными видами профессиональной деятельности обязаны перечислять повышенные взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). Перечень их определяется специализированной комиссией на основании оценки условий труда.

На основе выводов комиссии устанавливаются дополнительные страховые взносы, зависящие от присвоенного класса опасности условий труда.

О взносах в пфр

В соответствии с законом № 400-ФЗ предприятие обязано перечислять в ПФР 22% от суммы заработной платы каждого труженика ежемесячно. Таков основной взнос в солидарный бюджет. Меньше он быть не может. При этом делятся деньги следующим образом:

  1. 6% идет сразу на текущие расходы по выплате пенсионных сумм получателям;
  2. 16% — это страховые гарантии того труженика, за которого они вносятся;
  3. распределить их возможно следующим образом:
    • все 16% в страховые баллы;
    • 10% — в страховую и 6% в накопительную часть.

Вышеописанная методика является общей. При этом участие в обязательной системе пенсионного страхования (ОПС) дает гражданину право на получение содержания из солидарного бюджета в случае:

  • наступления предельного возраста обязательного участия в трудовой деятельности;
  • оформления инвалидности;
  • утраты кормильца.

Внимание: законом определены случаи досрочного выхода на пенсию людей, работающих на опасных производствах. Для них формируется дополнительный фонд (за счет внесения повышенных взносов работодателями).

За кого начисляют дополнительные пенсионные тарифы

С 2013 года работодатели, имеющие производства или рабочие места, работа на которых связана с вредными и опасными условиями труда, обязаны уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам.

В настоящее время работодатели, имеющие места по Списку № 1, по Списку № 2 и «малым» спискам, обязаны проводить специальную оценку условий труда на рабочие места в соответствии с ФЗ № 426- ФЗ «О специальной оценке условий труда» и уплачивать дифференцированный дополнительный тариф в зависимости от установленного класса и подкласса условий труда:

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф
Опасный48%
Вредный3,47%
3,36%
3,24%
3,12%
Допустимый20%
Оптимальный10%

Всего существует четыре класса опасности:

  1. К первому причисляют трудовые места, считающиеся оптимальными. Они не опасны для тружеников.
  2. Ко второму относят допустимые условия, не несущие серьезного вреда здоровью. Оно подлежит восстановлению в периоды отдыха.
  3. Вредные среды причисляют к третьему классу. При них человеку наносится определенный вред, который невозможно преодолеть до следующей рабочей смены. В этой группе выделено четыре подкласса.
  4. К четвертому относят опасные условия трудовой деятельности. Это среда, которая способствует развитию профессиональных недугов или угрожает жизни.

Перечень профессий, признанных опасными

Полный список профессий, подлежащих специальной оценке по поводу среды труда, приведен в Постановлении Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». В частности, в них говорится о лицах, работающих:

  • под землей;
  • на «горячих» линиях;
  • с вредными веществами;
  • в режиме повышенной интенсивности;
  • в тяжелых и особо опасных средах и другое.

Например, к льготникам относят врачей-рентгенологов, литейщиков металлов и сплавов, запарщиков тканей и так далее.

Для сведения: льготное пенсионное обеспечение назначается гражданам, имеющим определяемый законом трудовой стаж по указанной профессии, при достижении возраста:

  • по Списку № 1: мужчины — 50 лет, женщины — 45 лет;
  • по Списку № 2: мужчины — 55 лет, женщины — 50 лет.

Возможно и уменьшение возраста выхода на пенсию гражданам, имеющим не менее половины требуемого продолжительности стажа по профессиям, относящихся к спискам.

О специальной оценке условий труда

Такая работа проводится в порядке статьи 3 закона № 426-ФЗ от 28.12.2013. Она представляет собой комплекс мероприятий. А именно:

  1. Работодатель составляет штатное расписание и выявляет в нем места, подлежащие исследованию.
  2. К работе по их оцениванию привлекается специализированная организация. С ней следует заключить договор.
  3. Специалисты изучают документацию и составляют план работ по исследованию среды на трудовых местах.
  4. Каждый этап мероприятий протоколируется с тем, чтобы невозможно было предъявить претензии по поводу результатов деятельности комиссии.
  5. Кроме того, в оценочной деятельности принимают участие сотрудники предприятия-организатора рабочих мест. То есть, итоги получаются согласованными.

Внимание: спецоценка по закону проводится не реже одного раза в пятилетку. Исключением являются случаи создания новых трудовых мест или перепрофилирование старых.

Если работодатель не проводил спецоценку условий труда, то для определения дополнительного тарифа он должен использовать результаты аттестации рабочих мест, проведенных до 31.12.2013 года.

Результаты обследования

Итогом работы комиссии является документ, в котором содержится заключение о классе опасности для каждого вида трудового места. К примеру, если оценивается сложность труда в шахте, то в итоговом документе должны содержаться отдельные характеристики:

  • рабочего забоя;
  • водителя кара (в подземных условиях);
  • прораба смены и других.

Важно: итоговый документ подписывается всеми членами комиссии, сформированной приказом руководителя. Он составляется в трех экземплярах и доводится до сведения тружеников.

Размеры дополнительных начислений в  2019 году

Результаты проведения спецоценочных мероприятия влияют на величину дополнительных отчислений в ПФР (а также на размер оплаты труда).

Если работодатель не проводит СОУТ, то размер дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит:

  • по Списку № 1 —9%;
  • по Списку № 2 и «малым спискам» — 6%.

Законодатель установил два условия для работодателя, имеющего сложное и опасное производство:

  1. Для тружеников, занимающих места 3 и 4 класса, не применяется ограничение по взносооблагаемой базе.
  2. Провести спецоценку необходимо было до 01.01.2019. А до указанной даты разрешено использовать результаты аттестации трудовых мест.

Какой тариф применяется без спецоценки

Пока не организованы исследовательские мероприятия, работодатели обязаны соблюдать права тружеников. Касается это правило и обеспечения возможности досрочного ухода на пенсию. А именно:

  • за тружеников, занятых на производствах из Списка 1 (пп. 1 п. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ) дополнительно необходимо перечислять в
    ПФР 9% от заработка;
  • за людей, попадающих в остальные опасные перечни (пп. 2-18 п. 1 ст. 30), по 6%.

Вывод: проведение обследования среды труда выгодно владельцу предприятий (уменьшается доптариф).

Как и когда перечисляются спецвзносы

Порядок передачи сумм, исчисленных по дополнительным тарифам, не отличается от обычного (для основных). То есть, все перечисления производятся ежемесячно за прошедший период:

  • до 15 числа, если ведется бумажный документооборот;
  • до 20-го при обмене информацией в электронном виде.

Для справки: бухгалтеру нужно подготовить ведомость, в которой указываются такие данные:

  • коды бюджетной классификации;
  • сумма общего взноса в рублях.

Предварительно для каждого работника определяется:

  • база для исчисления доптарифа (то есть зарплата и ее составные части);
  • соответствующий тариф.

Рекомендации: работникам, занятым на вредных производствах, необходимо отслеживать исполнение администрацией обязательных мероприятий по перечислению взносов.

Сделать это можно:

  • через бухгалтерию предприятия;
  • на лицевом счете в ПФР.

За невыполнение этой обязанности работодатель несет ответственность.

Что делать, если условия вредными не признали

В ситуации, когда итоговый документ комиссии содержит информацию о непризнании вредной среды работы на месте, причисленном к Списку 1, доптариф не применяется.

Основным документом для бухгалтера является оценка рабочего места. Это означает, что специалист обязан опираться на документацию, изданную спецкомиссией. Ее выводы считаются важнее, чем списки, утвержденные Правительством РФ.Для сведения: если работодатель не перечисляет дополнительные взносы в ПФР, то работник теряет право на досрочное оформление пенсии.

Как поступать при образовании нового трудового места

В этом случае необходимо дождаться результатов:

  • аттестации;
  • либо спецоценки.

На основании документа, если в нем условия признаны вредными, проводится начисление дополнительных сумм. При этом труженику учитывается льготный стаж.

Отдельные случаи начислений доптарифа

В некоторых ситуациях труженики, реально не занятые в тяжких производствах, получают льготы по досрочному оформлению пенсии. Это происходит, когда:

  • человек проходит испытательный срок до официального приема на службу (в тяжёлых условиях);
  • при переводе беременной женщины на более легкую работу, за нее продолжают платить повышенную ставку в ПФР;
  • если труженики совершают вынужденный (не по своей вине) прогул, методика исчислений взносов не меняется.

Источник: https://bezleni.ru/vse-o-pensii/dopolnitelnoe-pensionnoe-straxovanie-za-vrednye-usloviya-truda-v-2019-godu/

ПраваКодекс
Добавить комментарий