Компенсации чернобыльцам в России за вред, нанесенный здоровью в результате чернобыльской катастрофы

Чернобыльцам, имеющим комплект всех необходимых документов, пенсию пересчитали без запроса..

Компенсации чернобыльцам в России за вред, нанесенный здоровью в результате чернобыльской катастрофы

Кабинет министров принял постановление, которое помогает чернобыльцам получать справки о зарплате на ликвидированных предприятиях

Эпопея с выплатой чернобыльских пенсий до сих пор не может прийти к завершению. Увы, найти компромиссный вариант их назначения, который устроил бы обе стороны конфликта, никак не удается: чернобыльцы время от времени проводят акции протеста в разных регионах страны.

Напомним, что подписанный прошлой осенью меморандум по усилению социальной защиты чернобыльцев и афганцев предусматривал повышение пенсий этим категориям граждан. В том числе путем осовременивания заработка, исходя из которого были начислены выплаты.

В то же время контрольно-ревизионные органы начали проверку документов, подтверждающих этот заработок.

И, как заявил прошлой зимой занимавший в то время должность председателя правления Пенсионного фонда Борис Зайчук, достоверность около 10 процентов документов в пенсионных делах чернобыльцев вызвала сомнение.

— Интересен такой момент: воинские части в советское время имели номер из пяти цифр, а в документах часто указан шестизначный, чего никак не могло быть, — сказал Борис Зайчук, отметив, что за подобные подделки людям придется отвечать перед законом, поскольку они получали не только увеличенные пенсии, но и незаслуженные льготы, доплаты, автомобили…

Всего по результатам проверок в правоохранительные органы было направлено почти четыре с половиной тысячи материалов. Более того, по словам Бориса Зайчука, опасаясь уголовной ответственности, некоторые чернобыльцы сами обратились в региональные отделения Пенсионного фонда с просьбой отозвать запросы по проверке их документов.

А все дело в том, что для начисления пенсий чернобыльцам теперь недостаточно одного удостоверения, поскольку пенсия по чернобыльскому закону (по инвалидности вследствие Чернобыльской катастрофы или в связи с утратой кормильца в результате Чернобыльской катастрофы) назначается исходя из заработка человека за работу в зоне отчуждения в 1986-1990 годах. В ноябре прошлого года Кабинет министров издал постановление, которое предусматривало осовременивание заработной платы для начисления пенсии. После этого были проверены справки о зарплате в пенсионных делах участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. И именно это вызвало наибольшее возмущение среди чернобыльцев, проблема остается по сей день. О том, какие документы нужны сейчас для назначения чернобыльской пенсии и какие вопросы могут возникнуть по поводу уже назначенных выплат, «ФАКТЫ» побеседовали с директором департамента социальной защиты граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, Министерства социальной политики Украины Еленой Кравченко.

— Елена Сергеевна, как сейчас определяются стаж и заработок для назначения чернобыльских пенсий?

— Согласно статье 49 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», пенсии гражданам, относящимся к первой — четвертой категориям лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, устанавливаются в виде государственной пенсии и дополнительной пенсии за ущерб, причиненный здоровью.

Размер пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, связанного с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, зависит от заработной платы, полученной за работу по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения в 1986-1990 годах.

— Какой именно заработок принимается во внимание?

— Заработная плата для гражданских лиц или денежное содержание для военнослужащих при начислении пенсии по инвалидности согласно закону берется только за время выполнения работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС непосредственно в зоне отчуждения в 1986-1990 годах.

— То есть после принятия ноябрьского постановления ничего не изменилось?

— Принцип не изменился. Ноябрьским постановлением проведено только осовременивание заработка для начисления пенсии по инвалидности, как это делается для всех пенсионеров.

— Расскажите о документах, подтверждающих чернобыльский заработок.

— Справка о заработке в зоне отчуждения выдается предприятием, организацией, учреждением или их правопреемниками по установленной форме и на основании подтверждающих документов: личных счетов, платежных ведомостей или других документов, содержащих сведения о начислении зарплаты за работу в зоне отчуждения, о месте работы (населенный пункт, зона опасности и так далее), о периоде работы в зоне отчуждения с указанием конкретных дней работы или их общего числа, продолжительности рабочего дня…

Следует также отметить, что по Закону «О пенсионном обеспечении» предприятия, организации и учреждения несут материальную ответственность за вред, причиненный гражданам или государству вследствие выдачи недостоверных документов, и компенсируют его.

— И какой ущерб был нанесен таким образом? Выявлено много фальшивых документов?

— Государственная финансовая инспекция проверила деятельность территориальных органов Пенсионного фонда: правильно ли были назначены пенсии, разные виды помощи и компенсации лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, а также насколько обоснованна выдача документов, на основании которых назначались эти выплаты.

По результатам проверок в 2012 году Комиссия по спорным вопросам определения статуса лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, при Минсоцполитики рассмотрела 832 дела. Статус 285 человек подтвержден, 324 гражданам отказано в установлении статуса (определено, что удостоверения выданы безосновательно).

Остальные 223 дела отправлены на доработку в региональные органы министерства.

Кстати, в соответствующие комиссии региональных органов также на конец ноября поступило 746 дел, по 519 из них уже приняты решения. В результате 156 гражданам статус подтвержден, в 244 случаях принято решение о безосновательной выдаче удостоверения, на дальнейшее изучение отправлены 119 дел.

— А если не удается найти справку о заработке именно в зоне отчуждения?

— Согласно действующему законодательству людям, которые не представили справку об оплате труда в зоне отчуждения, подтверждения выездов на работу в зону отчуждения и другие документы, назначают пенсию в минимальном размере, установленном ноябрьским постановлением.

— И все-таки я хочу уточнить: было ли предусмотрено постановлением обновление комплекта документов для перерасчета уже назначенных чернобыльских пенсий?

— С 1 января нынешнего года Пенсионным фондом проведен перерасчет пенсий по инвалидности, назначенных пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, — на основании материалов пенсионных дел. Новые документы требовались от тех людей, у кого в пенсионных делах документы были оформлены ненадлежащим образом.

— То есть тем, кто на 1 января 2012 года получал чернобыльские пенсии, никаких дополнительных документов приносить не нужно было?

— При назначении, пересчете или проверке пенсии Пенсионный фонд всегда может в случае необходимости обратиться к гражданам или на предприятия, где они работали, с просьбой представить подтверждающие документы: личные счета, платежные ведомости и другие бумаги, содержащие сведения о начислении заработной платы за работу именно в зоне отчуждения, о месте работы (населенный пункт, номер зоны и так далее), периоде работы в зоне отчуждения, конкретных днях работы или их общем количестве, продолжительности рабочего дня, премиях и прочем.

Чернобыльцам, в пенсионных делах которых по состоянию на 1 января 2012 года был комплект всех необходимых документов, пенсию пересчитали без запроса дополнительных сведений.

— Но люди в Сквире, Луганске, Харькове, Полтаве, Львове протестовали как раз против требования подавать новые комплекты документов. Значит, без дополнительных запросов все же не обошлось?

— Надо смотреть на каждую конкретную ситуацию. Люди выдвигают разные требования, иногда и противоречащие законодательству. Новые комплекты документов не нужны были в любом случае. Могли понадобиться лишь некоторые подтверждения или документы, соответствующие законодательству, если таковых в пенсионном деле не оказалось.

— Чернобыльский стаж обязано подтверждать предприятие, на котором люди работали как ликвидаторы аварии на ЧАЭС. Как же быть в случае, когда такое предприятие ликвидировано?

— Для назначения пенсии по инвалидности согласно чернобыльскому закону стаж не требуется, необходимо лишь подтверждение периода работы в зоне отчуждения. А проблема с подачей справки о заработке в зоне отчуждения урегулирована постановлениями Кабинета министров Украины 2012 года о комиссиях по определению данных о заработной плате работников в зоне отчуждения в 1986-1990 годах.

Согласно постановлению, если воинская часть или другое формирование либо предприятие, организация, учреждение ликвидированы без правопреемника, соответствующими региональными комиссиями рассматриваются письменные заявления граждан, инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы (категория 1) или лиц, потерявших в результате катастрофы кормильца, о выдаче справки о зарплате в зоне отчуждения в 1986-1990 годах.

— Какие еще документы нужны для получения чернобыльской пенсии?

— Для назначения пенсии по инвалидности, последовавшей вследствие увечья или заболевания, связанного с работами на ЧАЭС, в органы Пенсионного фонда подается справка медико-социальной экспертной комиссии, устанавливающей причинную связь инвалидности или смерти кормильца с Чернобыльской катастрофой.

Еще раз отмечу: если у человека есть все необходимые документы, выплаты назначаются ему своевременно и в полном объеме.

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/156106-chernobylcam-imeyucshim-komplekt-vseh-neobhodimyh-dokumentov-pensiyu-pereschitali-bez-zaprosa-dopolnitelnyh-svedenij

Компенсация за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсация на оздоровление и компенсации семьям за потерю кормильца

Компенсации чернобыльцам в России за вред, нанесенный здоровью в результате чернобыльской катастрофы

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Администрации, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования является:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • отказ Администрации, предоставляющей государственную услугу, должностного лица Администрации, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Администрацию.

Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Администрации Санкт‑Петербурга (www.gov.spb.ru), федерального Портала (www.gosuslugi.ru) либо Портала (www.gu.spb.ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Заявители имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии).

Администрация и ее должностные лица обязаны предоставлять заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к информации, содержащейся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в Администрацию, и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего.
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличия вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличия решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях: наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; отсутствия возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае если в обращении (жалобе) содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение (жалобу), о недопустимости злоупотребления правом.

О данном решении гражданин, направивший обращение (жалобу), уведомляется тем государственным органом или должностным лицом, в адрес которых поступило указанное обращение (жалоба).

В случае если текст письменного обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на обращение (жалобу) не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения (жалобы) сообщается гражданину, направившему обращение (жалобу), если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке.

В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга: 191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга, e‑mail: ukog@gov.spb.ru, телефон: (812) 576‑70‑42.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия государственных гражданских служащих Администрации, предоставляющей государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес главы Администрации.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия главы Администрации, жалоба (претензия) может быть направлена в Правительство Санкт‑Петербурга и вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Администрации.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Источник: https://gu.spb.ru/188081/

Льготы чернобыльцам в 2019 году

Компенсации чернобыльцам в России за вред, нанесенный здоровью в результате чернобыльской катастрофы

» Налоги » Льготы чернобыльцам в 2019 году
Вернуться назад на Льготы 2019 Льготы чернобыльцам предоставляются на основе Постановления №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации из-за чернобыльской катастрофы».

Документ закрепляет право населения, проживающего на территории Припяти, а также служащих, работающих на ЧАЭС и принимавших участие в ликвидации аварии, на получение государственных преференций. Статус «чернобылец» присваивается гражданам, проживающим в непосредственной близости к ЧАЭС, работникам станции и ликвидаторам аварии. Оформить его вправе как взрослые, так и дети.

При этом, действующее законодательство определяет выделяет четыре зоны риска, от которых напрямую зависит присвоение льготной категории:

• Зона отчуждения. Расположена вблизи с четвертым реактором, ставшим причиной аварии. Здесь запрещено проживание людей, ведение сельскохозяйственной и производственной деятельности. • Зона отселения. В непосредственной близости к станции находится г. Припять, население которого было эвакуировано в срочном порядке, во избежания вреда здоровью. • Зона с правом на отселение. Население отдаленных от электростанции поселков и сел, на свое усмотрение, вправе переселится в другую местность. Принудительное выселение не осуществлялось. Здесь постоянно проводится мониторинг уровня радиации. • Зона с допустимым уровнем радиации. Местность, расположенная вдали от Чернобыля, в которой был повышен радиационный фон, однако он не угрожает здоровью населения. Переселение жителей здесь не предусмотрено, однако они все же имеют право получать льготы. Размер льгот устанавливается в зависимости от длительности пребывания в указанных выше зонах. К примеру, на территории отселения необходимо было прожить не менее одного года, с правом на отселение – от трех лет, с допустимым уровнем радиации – четыре года.

Первостепенным правом оформления преференций обладают следующие категории населения:

• Лица, заболевшие лучевой болезнью, либо другими заболеваниями, причинами которых стала авария на ЧАЭС. • Граждане, получившие инвалидность, вследствие устранения последствий аварии. • Граждане, принудительно выселенные с зоны отселения. Таким образом, оформить льготы смогут бывшие работники ЧАЭС, ликвидаторы аварии (медики, сотрудники МЧС, правоохранительных органов и пр.), простое население, проживающее в зоне отселения. К последней категории относятся все граждане, выселенные с территории Припяти, включая женщин, пожилых людей, мужчин, детей и младенцев, находящихся в утробе матери на момент аварии.

Размер компенсации чернобыльцам в России за вред, нанесенный здоровью в результате чернобыльской катастрофы, зависит от основания, на котором она выдается:

1. Проживание в населенном пункте с допустимым радиационным фоном; 2. Принудительное выселение из населенного пункта; 3. Необходимость проведения лечения; 4. Присвоение инвалидности и пр. Чернобыльцы получают надбавки к пенсионным выплатам и пособиям, им предоставляются многочисленные социальные преференции. Так, инвалиды первой и второй групп в 2019 году получат пенсии свыше 12 тыс. рублей, третьей – 6 тыс. рублей.

В социальный перечень льгот чернобыльцам входят:

1. Предоставление скидок на оплату коммунальных платежей в размере 50%. 2. Получение медицинской помощи вне очереди. 3. Помощь в улучшении жилищных условий. 4. Запрет на увольнение с официального места работы. 5. Первоочередное оформление земельных участков и возведенных на них строений. 6. Внеочередное обслуживание в государственных органах. 7. Оплата больничного в размере 100% от оклада, вне зависимости от стажа работы. 8. Выплата компенсаций по возмещению ущерба здоровью. 9. Денежная компенсация за потерянное вследствие переезда имущество (недвижимость, гаражи, мебель, личные вещи и пр.). 10. Предоставление дополнительного отпуска до двух недель. 11. Первоочередное оформление детей в детские сады и школы. Воспользоваться льготами вправе не только чернобыльцы, но и их близкие родственники. К примеру, вдовы и дети ликвидаторов аварии. Они могут получить скидку на оплату коммуналки и расширение жилья.

Льготы детям чернобыльцев стоит выделить отдельно. В 2019 году, они вправе получить:

• Пособие в размере 300 рублей. Выплачивается до достижения ребенком 14 лет. • Выплаты в сумме 800 рублей для детей, достигших совершеннолетия. • Выплаты на питание. • Компенсацию в размере 20 тыс. рублей. Предоставляется несовершеннолетним, потерявшим родителей или получившим статус инвалида. Дети чернобыльцев могут поступить в учебные заведения вне очереди. Им не требуется проходить вступительные экзамены, при этом зачисление происходит на бюджетные места. Льготы предоставляются не только детям, но и внукам чернобыльцев. Их зачисление в детские сады должно осуществляться в первоочередном порядке. Также существует возможность получения бесплатных путевок в санатории и оздоровительные лагеря. Право на получение льгот можно реализовать, обратившись в отдел соцзащиты населения. Здесь происходит подача документов, включая написание заявления на выплаты, а также выдача удостоверения.

Список необходимых документов:

1. Паспорт. 2. Справки, подтверждающие нахождение на иждивении недееспособных родственников (если таковые имеются). 3. Свидетельства о рождении детей. 4. Документация, подтверждающая факт проживания в зоне заражения, либо участия в устранении последствий. Получив удостоверение, гражданин сможет обратится в управляющую компанию или офис поставщика услуг для получения скидок на оплату коммунальных платежей, администрацию населенного пункта для постановки в очередь и прочие организации, предоставляющие преференции. Итак, в 2019 году, граждане проживающие в опасной зоне и ликвидаторы аварии, вправе оформить большой перечень федеральных льгот. В их число входит выплата пособий, скидки на коммунальные услуги, помощь в получении жилья или земельного участка и прочие преференции. Оформить льготы можно обратившись в любое удобное время в отделение соцзащиты, расположенное по месту регистрации.

Жилищная субсидия

Бесплатные путевки
Детское пособие
Квартиры от государства
Адресная помощь

Назад | | Вверх

Источник: https://center-yf.ru/data/nalog/lgoty-chernobylcam-v-2019-godu.php

30 лет в зоне отчуждения: какие льготы положены «чернобыльцам» | Милосердие.ru

Компенсации чернобыльцам в России за вред, нанесенный здоровью в результате чернобыльской катастрофы

Припять. Детский парк. Фото Константина Шапкина, 2007 г.

26 апреля исполняется 30 лет с того дня, когда взорвался четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС, и жизнь сотен тысяч людей оказалась поделена надвое: до и после аварии.

Пересмотр границ зон радиоактивного загрязнения

В 2015 году начался пересмотр границ чернобыльских «зон». Его целью было исключение из перечня загрязненных территорий тех населенных пунктов, где радиационная обстановка уже нормализовалась.

Жители 14 регионов в июле прошлого года обратились к правительству с петицией, которую подписали 180 тысяч человек. Они просили еще на пять лет сохранить льготные выплаты в городах и деревнях, признанных «чистыми». Президент Союза «Чернобыль» России Вячеслав Гришин отметил тогда, что для оценки ситуации одних только радиационных замеров недостаточно.

Президент Союза «Чернобыль» России Вячеслав Гришин. Фото с сайта ultrapotok.ru

«Среди населения, проживающего на территории зоны отселения Брянской области, наблюдается превышение заболеваемости по многим болезням.

Например, по болезням щитовидной железы у подростков в 12 раз выше, чем в РФ; у взрослых – в 7 раз выше, чем в РФ. Общая заболеваемость злокачественными заболеваниями всего населения больше, чем в РФ, в 4,3 раза.

Заболеваемость органов дыхания выше, чем по РФ, почти на 10% у детей, у подростков – на 23,6% выше, у взрослых – на 38,1%», – сказал он.

Тем не менее, в октябре 2015 года вышло постановление правительства, где излагался новый, сокращенный перечень населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения.

По оценкам экспертов, изменение статуса территорий затронуло 60–70 тыс. человек, главным образом в Брянской области.

«После принятия постановления уже с нынешнего года не только резко сокращены выплаты льготных пособий, но и фактически закрыта медицинская программа “Минимизация медицинских последствий экологического неблагополучия в Брянской области”, – сообщила “Известиям” брянский эколог, бывший депутат областной думы Людмила Комогорцева. – Сокращены мероприятия по оздоровлению детей, проживающих на радиационно загрязненных территориях».

В январе 2016 года в Верховный суд обратились более 50 жителей населенных пунктов, чей «чернобыльский статус» оказался понижен. Однако суд 30 марта отказал в удовлетворении их исковых заявлений.

Представитель истцов Сергей Маслов в интервью «Коммерсанту» заявил, что методика оценки радиоактивного загрязнения, которую использовали при пересмотре перечня, не соответствовала методике, утвержденной Роспотребнадзором в 2007 году. Кроме того, в этой работе не принимали участия представители органов самоуправления, а «в решении не учтены экологические паспорта регионов», добавил он.

На процессе по делу о чернобыльских компенсациях. Фото с сайта kommersant.ru

«Власти, принимая решение сократить перечень загрязненных городов и деревень, не учли неизбежных социальных последствий.

Постановление правительства основано на заключении НПО “Тайфун”, которое не проводило реальных измерений в этих населенных пунктах, а сделало выводы на основе теоретических расчетов», – считает руководитель проекта энергетической программы Гринпис России Рашид Алимов.

В середине апреля МЧС заявило, что количество российских населенных пунктов, ранее загрязненных радиацией в результате аварии на Чернобыльской АЭС, уменьшилось с начала 1990-х годов в два раза. Кроме того, согласно докладу ведомства, принятые меры позволили вернуть в хозяйственный оборот практически треть земель, загрязненных радиацией.

Компенсировать ущерб, нанесенный здоровью военных, пожарных и других специалистов, работавших в эпицентре катастрофы, а также жителей прилегающих к АЭС территорий, должна была особая система льгот.

Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» многократно уточнялся и дополнялся, ежемесячные и ежегодные выплаты индексировались, границы зон радиоактивного загрязнения пересматривались.

Но и по сей день пострадавшие в результате аварии люди, а также их семьи, имеют право на определенные выплаты и льготы. Согласно закону, им гарантируется возмещение вреда здоровью, компенсация за риск, связанный с проживанием на загрязненной территории, а также меры социальной поддержки. Размер выплат и список льгот зависят от величины ущерба и от статуса местности, где проживает человек.

Чернобыльские «зоны» делятся на несколько категорий: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. В настоящее время на этих территориях прописаны почти 1,5 млн человек.

Кто имеет право на льготы

– Граждане, ставшие инвалидами или получившие заболевание, связанное с воздействием радиации.

– Люди разных профессий, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии в 1986-1987 и в 1988-1990 гг.; военные и сотрудники органов МВД, проходившие в это время службу в зоне отчуждения; врачи, получившие сверхнормативные дозы облучения, оказывая помощь тем, кто пострадал в результате катастрофы.

– Граждане, работающие в зоне отчуждения или в зоне отселения, постоянно проживающие или работающие в зоне проживания с правом на отселение и в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

– Люди, эвакуированные или переселенные в 1986 году и позднее из зон отчуждения и отселения, а также те, кто после катастрофы добровольно выехал из зоны проживания с правом на отселение.

– Лица, проходившие военную службу в одной из чернобыльских «зон».

– Семьи, потерявшие кормильца, если он умер из-за аварии или связанного с ней заболевания. Члены семей, в том числе вдовы, участников ликвидации последствий аварии.

– Дети, страдающие заболеваниями, вызванными радиоактивным облучением одного из родителей.

Вид на четвертый энергоблок чернобыльской АЭС и заброшенный город Припять. Фото Константина Шапкина, 2007 г.

О каких льготах идет речь

ЛьготыКатегории граждан
Право на улучшение жилищных условий, которым можно было воспользоваться один раз.Инвалиды и люди, перенесшие заболевание, связанное с воздействием радиации. В случае их смерти – члены их семей, потерявшие кормильца.Участники ликвидации последствий аварии в 1986-1987 гг. В случае их смерти – члены их семей, в том числе вдовы.Граждане, эвакуированные из зоны отчуждения или переселенные из зоны отселения.
50% компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.Инвалиды и люди, перенесшие заболевшие, связанное с воздействием радиации. В случае их смерти – члены их семей, потерявшие кормильца.Участники ликвидации последствий аварии в 1986-1987 гг. В случае их смерти – члены их семей.Граждане, эвакуированные в 1986 г. из зоны отчуждения.
Доплата до размера прежнего заработка при переводе на ниже оплачиваемую работу по медицинским показаниям – до восстановления работоспособности или до установления инвалидности.Люди, перенесшие заболевание, связанное с воздействием радиации.Участники ликвидации последствий аварии в 1986-1990 гг.Граждане, эвакуированные из зоны отчуждения или переселенные из зоны отселения.
Дополнительный оплачиваемый отпуск.Инвалиды и люди, перенесшие заболевание, связанное с воздействием радиации – 14 дней.Участники ликвидации последствий аварии в 1986-87 гг. – 14 дней.Эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения – 14 дней.Постоянно проживающие или работающие в зоне отселения – 21 или 7 дней (в зависимости от времени работы и проживания).Постоянно проживающие или работающие в зоне проживания с правом на отселение – 14 или 7 дней.Постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом – 7 дней.Военные, которые проходят службу в зоне отчуждения – 30 дней.
Выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% от среднего заработка, вне зависимости от стажа.Инвалиды и люди, перенесшие заболевание, связанное с воздействием радиации.Участники ликвидации последствий аварии в 1986-1990 гг.Эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения.Постоянно проживающие или работающие в зоне отселения.Постоянно проживающие или работающие в зоне проживания с правом на отселения
Преимущественное право остаться на работе при сокращении штата, а также право на первоочередное трудоустройство в случае ликвидации или реорганизации предприятия.Инвалиды и люди, перенесшие заболевание, связанное с воздействием радиации. В случае их смерти – члены их семей, потерявшие кормильца.Участники ликвидации последствий аварии в 1986-1990 гг.Эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения.Добровольно выехавшие из зоны проживания с правом на отселение
Внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества и т.п.Инвалиды и люди, перенесшие заболевание, связанное с воздействием радиации. В случае их смерти – члены их семей, потерявшие кормильца.Участники ликвидации последствий аварии в 1986-1987 гг.Эвакуированные из зоны отчуждения.Участники ликвидации последствий аварии в 1988-1990 гг. и переселенцы из зоны отселения – но для них список видов кооперативов короче.
Внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптекахИнвалиды и люди, перенесшие заболевание, связанное с воздействием радиации.Участники ликвидации последствий аварии в 1986-1990 гг.Эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения.
Преимущественное обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих услуги в стационарной форме (например, в домах-интернатах для инвалидов и престарелых).Инвалиды и люди, перенесшие заболевание, связанное с воздействием радиации. В случае их смерти – члены их семей, потерявшие кормильца.Участники ликвидации последствий аварии в 1986-1990 гг. Члены их семей.Эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения.
Внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных учреждениях и санаториях.Инвалиды и люди, перенесшие заболевание, связанное с воздействием радиации. В случае их смерти – члены их семей, потерявшие кормильца.Участники ликвидации последствий аварии в 1986-1990 гг.Эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения.

Люди в камуфляже — инженеры, дозиметристы, строители работают на саркофаге, укрывающем 4 блок ЧАЭС. «Должен же кто-то елать эту работу», – говорят они. Фёдор Шапкин, 2007 год

Денежные компенсации

Люди, постоянно живущие и работающие в зоне проживания с правом на отселение, получают ежемесячную денежную компенсацию. Отдельные выплаты положены тем, кто работает в организациях зоны. За выслугу лет выплачивается дополнительное вознаграждение. Неработающим пенсионерам и инвалидам – повышенные пенсии и пособия.

Дополнительные пособия положены беременным, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет выплачивается в двойном размере.

Кроме того, государство ежемесячно выделяет некоторые суммы в качестве компенсации на питание детей с молочной кухни, в дошкольных образовательных учреждениях, а также на питание учащихся государственных и муниципальных учебных заведений.

Населению зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом положено все то же самое, только суммы выплачиваемых государством компенсаций меньше, чем на более опасной территории.

Наоборот, люди, вынужденные работать или жить в зоне отселения, получают те же выплаты, но в большем размере. Если же человек находился там недолго, то размер выплат зависит от фактически отработанного времени.

Все меры социальной поддержки, связанные с работой на радиоактивно загрязненной территории, распространяются в том числе и на военнослужащих.

Инвалиды и участники ликвидации последствий аварии, кроме того, получают ежемесячно денежную компенсацию вреда, причиненного здоровью.

Согласно расчетам портала «Консультант.Плюс», после индексаций на 1 января 2015 г.

суммы были такие: инвалидам I группы – 16338,24 рубля; инвалидам II группы – 8169,13 рубля; инвалидам III группы – 3267,64 рубля; без установления инвалидности (для ликвидаторов) – 816,93 рубля.

(По постановлению правительства от 28 января 2016 года, все выплаты должны быть проиндексированы еще раз на 7% с 1 февраля 2016 года). Эти категории граждан получают также ежемесячную компенсацию на покупку продовольственных товаров и некоторые другие выплаты.

О пенсионном обеспечении

Люди, пострадавшие из-за аварии на Чернобыльской АЭС, могут выходить на пенсию на 10 лет раньше положенного возраста (мужчины в 50 лет, женщины – в 45). Это минимальный пенсионный возраст, который повышается по мере удаления от эпицентра катастрофы.

Так, например, для граждан, постоянно проживающих в зоне проживания с правом на отселение, пенсионный возраст ниже общего по стране всего на 2 года (хотя при определенных условиях его могут понизить дополнительно еще на 3 года).

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/30-let-v-zone-otchuzhdeniya-kakie-lgoty-polozheny-chernobyltsam/

Государственные услуги пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС

Компенсации чернобыльцам в России за вред, нанесенный здоровью в результате чернобыльской катастрофы

26 апреля 2013 года исполняется 27 лет со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Последствия крупнейшей техногенной катастрофы XX в. до сих пор сказываются на жизнедеятельности населения Украины, России, Белоруссии и Восточной Европы.

Пострадавшие в катастрофе на Чернобыльской АЭС могут оформить более 20 государственных услуг из числа мер социальной поддержки, обратившись в Многофункциональные центры.

К таким мерам относятся компенсационные выплаты, льготы по налогам, право вступления в федеральную жилищную программу «Жилище».

Кроме этого, члены семей граждан, пострадавших в катастрофе на Чернобыльской АЭС, имеют право на внеочередное зачисление детей в детский сад.

Многофункциональные центры предоставления государственных услуг работают сегодня  во всех районах Санкт-Петербурга.

Предварительную консультацию по услугам можно получить в Центре телефонного обслуживания: 573-90-00.

Услуги гражданам, подвергшимся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

  1. Предоставление меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге в форме денежных выплат;
  2. Оформление и выдача справок для получения государственной социальной стипендии;
  3. Прием документов для получения путевки на санаторно-курортное лечение от граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
  4. Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по финансированию расходов, связанных с приобретением и заменой газовых плит, газовых водонагревательных колонок, электрических плит, не подлежащих ремонту и установленных в жилых помещениях жилищного фонда в Санкт-Петербурге;
  5. Предоставление льготы по уплате налога на имущество физических лиц;
  6. Предоставление льготы по уплате земельного налога;
  7. Предоставление льготы по уплате транспортного налога;
  8. ЕДК в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности);
  9. ЕДК в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  10. ЕДК на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  11. Единовременное пособие в связи с переездом на новое место жительства гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества;
  12. Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях;
  13. Компенсация за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсации семьям за потерю кормильца;
  14. Оплата дополнительного оплачиваемого отпуска и в виде единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  15. Погребение членами семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  16. Сохранения среднего заработка на период обучения новым профессиям и трудоустройства гражданам, эвакуированным и переселенным из зоны загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  17. Прием документов для оформления гос. жил. сертификатов на приобретение жил. помещений категориям граждан в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы;
  18. Зачисление во внеочередном порядке в детский сад детей заявителей, у которых кто-либо из близких родственников пострадал в катастрофе на Чернобыльской АЭС;
  19. Предоставление объектов государственного дачного фонда гражданам льготных категорий (Получателями государственной услуги являются неработающие инвалиды I и II групп из числа лиц, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и других радиационных катастроф);
  20. Выдача специального удостоверения гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС;
  21. Выдача удостоверений гражданам, перенесшим заболевания, вследствие катастрофы на ЧАЭС;
  22. Выдача удостоверений участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;
  23. Оплата дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС;
  24. Изменение выплатного предприятия – перевод денежных выплат с почтового отделения на почтовое отделение или на банковскую карту, сберегательную книжку.

Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_viborg/news/32701/

ПраваКодекс
Добавить комментарий