Права и обязанности школьника в России

Права и обязанности школьников

Права и обязанности школьника в России

Классный час «Права и обязанности школьников».

8-й класс

Разделы: классный час

Цели:

Показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.

Показать единство прав и свобод.

Доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.

Способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению.

Развивать мышление и воображение.

Цели для учащихся:

  • Убедиться (поверить) и запомнить, что у любого человека нет прав без обязанностей.
  • Понять, что обязательный человек — это успешный человек.

Оборудование:

  • Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
  • Программное обеспечение: MicrosoftPowerPoint.
  • Телевизор

План занятия

  1. Обобщение понятий «права» и «обязанности» школьника.

  2. Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни)

  3. Психогимнастика «Выйти к свету».

  4. Решение кроссворда по теме занятия.

  5. Обязательный человек — это успешный человек (заключение)

Ход урока

Презентация.

1. Сообщение темы и цели урока (Слайд 2)

Тема нашего урока «Права и обязанности школьников»

— Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.

Все мы разные, но одно у нас общее — это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

Работаем под девизом «Вместе дружно, а врозь — хоть брось»

Как вы понимаете эти слова?

2. Обобщение понятий «права» и «обязанности» школьника.

— Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право? (Ответ детей. Слайд 3)

Право — это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

— Где права, там и обязанности. Что значит — обязанности? (Слайд 4)

— Обязанность — это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

— В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?

— устав школы

(Ответ детей. Слайд 5)

— Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

(Ответы учащихся. Слайд 6,7, 8)

— Как вы думаете, права — отдельно, обязанности — отдельно?

(Слайд 9 -Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право — нарушить порядок. Нарушить порядок — нарушить обязанности)

— Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья, учителя

Самая маленькая форма государства — это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности.

В каких гос.документах прописаны ваши права и обязанности? (сл.10,11,12,13)

Работа по карточкам

Из предложенного списка выберите , что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.

Права ребёнка

право на жизнь

право свободно выражать свои взгляды и мнения

право на образование

право жить с родителями

право на защиту от насилия

Обязанности ребёнка

хорошо учиться

помогать по дому

заботиться о старших

стараться самому обслуживать себя

заботиться о младших

не обсуждать поступки родителей с посторонними

Составление таблицы

Давайте посмотрим, какие права вы используете в повседневной жизни.

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал

2

Завтракал, обедал

3

Смотрел телевизор

4

Сходил в школу

5

Лечил зубы

Ответы детей.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

2

Завтракал, обедал

Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

3

Смотрел телевизор

Право на доступ к информации и СМИ

4

Сходил в школу

Право на образование

5

Лечил зубы

Право на медицинскую помощь.

Психогимнастика «Выйти к свету»

— А сейчас займите удобное положение расслабьтесь и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда.

Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой — то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь.

И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

— Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно.)

— Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.

— А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, радость.)

— Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.

Ситуации. (Слайд 14 — Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)

— Вспомните, что иногда случается на уроках.

(Слайд 15- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения)

— А теперь давайте разбираться. Что же происходит? У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право? Право, которое защищают все законы и все документы!

— Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.

— Посмотрите, как это можно изобразить . (Слайд 16)

(Слайд 17) — объясни

(Слайд 18 — Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова)

(Слайд 19) — объясни

(Слайд 20 — На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями)

(Слайд 21) — объясни

(Слайд 22 — разбор принятого ранее решения по пользованию сотовым телефоном на уроке)

Ситуации с 25-30.

(Слайд 23 — Кто имеет право ограничить ваши права)

(Слайды 24,25,26 — правила законопослушных людей)

Решение кроссворда. (Слайды 31-44)

1. Норма, правило, установленное и охраняемое государством.

2.Знают взрослые и детиПрава нет важней на свете.В школе, ВУЗе, ПТУ 

Я всегда его найду.

3.У взрослых право на работу,
А у детей есть на ::

4.У всех есть право на…,Я маму так свою люблю.Люблю братишку сорванца

И очень я люблю отца.

— Прочитай в кроссворде, какие права есть у детей.

Обязательный человек — это успешный человек (заключение)

Итог урока.

— Обязанность — обязательный человек — это какой человек? (Ответы детей).

— Это тот, кто выполняет свои обязанности, кто не нарушает законы.

Это законопослушный человек. Стать законопослушным, обязательным человеком очень важно для вашей будущей самостоятельной жизни. В любом учреждении, училище, заводе, фирме, где вы будете учиться или работать вам предложат подписать контракт — трудовой договор или договор о выполнении устава училища.

— После нарушения трудовых обязательств следует увольнение с работы, исключение из училища. Необязательный, невоспитанный, неаккуратный работник не нужен на производстве. Помните об этом.

Источник: https://infourok.ru/prava-i-obyazannosti-shkolnikov-905826.html

Рекомендуем посмотреть:

Этикет для школьников. Правила поведения в компании

Как правильно сервировать стол. Полезные советы и рекомендации для школьников

Как принимать гостей? Полезные советы и рекомендации для школьников

Правила поведения в обществе для младших школьников

Мода, стиль, красота для школьников. Беседы о моде, стиле и красоте со школьниками

светлана # 21 января 2013 в 17:57 +1
очень полезная информация для школьников и их родителей!побольше бы народу заходило на этот сайт
людмила мерседес # 2 сентября 2013 в 15:42 0
клас
катюша # 11 января 2014 в 16:41 0
очень полезно , классно , красиво , позновательно . еслибы была учителем поставила бы 5+
Алекс # 4 мая 2014 в 11:28 0
хорошая информация за 4 класс! Чаше бы информация была было-бы хорошо ! 🙂
Aнна # 4 мая 2014 в 11:30 0
Думаю сдам на 5
Галина Васильевна Егорова # 31 октября 2014 в 13:27 0
Читая некоторые комментарии, видишь такую безграмотность, что просто ужас! Ошибки в словах, в знаках препинания. И мы еще детей чему-то учим. А статья действительно полезная. Еще раз обо всем вспомнили и сделали вывод, что нельзя за плохое поведение ставить тройку за четверть.
Елена # 4 марта 2015 в 22:10 0
Как мало прав и как много обязанностей.
Иван # 12 ноября 2015 в 15:52 0
Эм… А не че так, что это блин противоречит закону об образовании и конституции?
Олег # 18 ноября 2015 в 17:35 0
Маловато че-то
Наталья # 1 декабря 2015 в 18:39 0
Спасибо, очень полезная и доступная информация. С удовольствием буду использовать в работе.
Асылбубу # 11 апреля 2016 в 20:53 0
Немного смутило то, что школьник ОБЯЗАН принимать участие в благоустройстве школьной территории. Читая Конституцию нашей страны, я наткнулась на такую статью: часть 1. Труд свободен. Каждый человек право свободно распоряжаться своими способностями. Внимание, часть 2. Принудительный труд запрещён. Выходит, данная обязанность является нарушением Конституции? И еще один пункт. «Выполнять распоряжения и требования директора, администрации, учителей и других работников школы». То есть, что получается, если работник школы, будь то учитель или завуч, даст распоряжение прыгнуть с крыши, школьник будет обязан это сделать? Ещё одно нарушение, в данном случае — статья 110 УК РФ — доведение лица до самоубийства. Противозаконно, получается.
Серый Кардинал # 9 октября 2016 в 01:09 0
Во-первых, с какого перепугу учащийся должен учавствовать в благоустройстве школы и Ее территории, это прямое нарушение конституции и закона об Образовании. Во-вторых,почему дети , находясь в школе, должны сами заботится о своей безопасности, ведь это обязанность школы. В-третьих, некорректная информация о выполнение требований учителя, администрации и директора,тут затронута весьма тонкая вещь, как права работников школы.И наконец информация про личную гигиену вообще звучит некорректно и оскорбительно!
Клоченко Станислав # 17 декабря 2016 в 15:07 0

Источник: https://ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete/prava-i-objazanosti-shkolnikov.html

Про права и обязанности американского школьника

Права и обязанности школьника в России

Учебный год в американской школе и для детей, и для их родителей, всегда начинается с подписания документа, который называется «Права и обязанности школьника». Вот пока не подпишете этот свод правил, не имеете права на обучение. А когда подписали – попробуйте только не соблюдать.

«Права и обязанности школьника» — это такая книжка на 45 страниц, «школьная конституция», где очень точно по пунктам объясняется, что ученик должен делать, и что будет, если он попробует нарушить правила.

Вот основной список обязанностей:

  • Посещать школу регулярно, не опаздывать, следовать расписанию.
  • Следовать правилам и процедурам.
  • Одеваться соответственно правилам для школьников с 1 по 12 класс.
  • Уважать авторитет персонала.
  • Уважать права и собственность других.
  • Уважать другую веру и различия.
  • Не употреблять слова и изображения, которые будут пропагандировать неуважение, насилие и т.д.
  • Споры решать мирным путем.
  • Воздерживаться от травли и «обижания» других.
  • Рассказывать персоналу о любом поведении, которое может быть опасным для кого-то.

Ну а дальше точно по пунктам рассказано, что вам будет за опоздания, пропуски занятий, списывания, слишком откровенную одежду и т.д.

У американцев ключевое слово в сознании – это consequences (то есть цепочка, последовательность). Так вот в правилах очень четко в табличном виде и алфавитном порядке перечислены «грехи»: алкоголь, наркотики, драки, запуск пожарной сигнализации, насилие, клевета, опоздания, списывания, оружие, «неверная» одежда и т.д, а дальше степень наказания – А, В, С.

А – это самая легкая, типа пересадить ученика на другое место, обсудить проблему с одноклассниками, прочитать лекцию провинившемуся, вызвать родителей в школу.

В – это серьезнее. Там могут запретить посещать школьные кружки и секции, до пяти дней отстранить от школы, отправить на исправительные семинары (например, по алкоголю).

С – это уже «тяжкие» нарушения. Грозит отстранение от школы до десяти дней, и во многих случаях обращение в полицию.

Нарушения записываются в личное дело, и эта запись на 100 процентов повлияет на поступление в университет.

В правилах указано даже, какой длины должна быть юбка или шорты. Написано, что если ты пропустил урок (пусть даже по болезни), то домашку будь добр выполнить и тест написать на общих основаниях. Учителя не волнует, почему тебя не было.

Расписаны даже права и обязанности водителя школьного автобуса. Например, за плохое поведение он может отсадить ученика на специальное место. Если тот не слушается, надо сразу идти к директору школы. А уже директор имеет право запретить ученику добираться до школы на автобусе.

Если честно, для большинства американцев это катастрофа. Например, до нынешней школы Маше идти пешком примерно 1 час 45 минут. Общественный транспорт туда не ходит. Если ехать на перекладных, то тоже часа полтора можно потерять. А родители на машине не всегда могут возить туда-обратно.

И что тогда делать? Так что водителя автобуса ребята стараются слушаться.

В общем, ознакомившись в деталях со всеми правилами и положениями и подписав документ, дальше будь добр соблюдать.

Думаю, это ключ к тому, что американцы на тестах практически не списывают, по школе ходят пешком, уроки не прогуливают, а учителя не кричат на детей.

А чего кричать-то? Нарушил ребенок правила, а ты ему спокойно пальчиком в книжечку подписанную тычешь и с улыбкой отчисляешь из школы.

Например, Маша в прошлом году провела месяц в России из-за операции на коленке, а когда вернулась обратно, из школы ее уже отчислили. Правила такие. Правда, после показа медицинской выписки и документа, почему она не могла лететь на самолете, по заявлению приняли обратно. Но процедуру исключения мы испытали на собственной шкуре.

В общем, я с правилами на новый учебный год ознакомилась, подписала. Они немного меняются каждый год. А для удобства в конце книги всегда дается информация, что изменилось по сравнению с прошлым годом, что появилось нового.

Теперь девчонки должны свои книжицы сдать. И это только начало. Ведь каждый учитель потом еще и собственные правила и принципы расскажет на первом занятии. И многие попросят учеников также подписать документы. Чтобы потом не было вопроса: почему я всего на день позже сдала домашку, а оценку вы мне уже снизили.

Источник: https://beinginamerica.com/2018/08/24/про-права-и-обязанности-американског/

Муниципальное казенное учреждение

Права и обязанности школьника в России

1.1. На свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения информации, уважение человеческого достоинства и защиту от вмешательства в личную жизнь.

(Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12-14,16,17, Конституция РФ, глава 2)

1.2. На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 32)

1.3 . На развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 28,29)

1.4. На защиту от применения методов физического и психического насилия (см. Приложение 1)

(Закон РФ «Об образовании, ст. 15 п.6)

1.5. На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

(Конвенция о правах ребенка, ст.28, Конституция РФ, ст.43, Закон РФ «Об образовании, ст.5 п.3, ст. 50 п. 7)

1.6. На дополнительную бесплатную помощь учителя в получении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 74, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п.49)

1.7. На обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам, в том числе обучение на дому по медицинским показаниям, ускоренный курс обучения.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.4)

1.8. На свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.16)

1.9. На выбор формы получения образования (очное, экстернат, семейное и другое), досрочную сдачу экзаменов (в соответствии с документами, регламентирующими учебный процесс), обучение на дому (по медицинским показаниям).

(Закон РФ «Об образовании, ст. 10 п.1, ст. 50 п.2; Постановление Правительства Москвы от 29.09.07 г. № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования»)

1.10. На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении аттестации.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.,19)

1.11. На получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Уставом школы.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4)

Платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию учащегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 45, п.3; Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» п.п. 4, 5; Инструкция о платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (Утверждена Приказом Минобразования РФ от 16.06.1998 г. № 1578)

1.12. На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4)

1.13. На добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой. Учащийся не может быть снят с уроков для выполнения какой-либо работы, не связанной с учебным процессом.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 32 п.1; Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 14; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 50)

1.14. На получение оценки исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)

1.15. На право знать о поставленных оценках, как за устные, так и за письменные ответы. Конфиденциальность сообщения информации об оценке за письменные работы.

1.16. На объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев поставленной оценки.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)

1.17. На апелляцию по поводу объективности выставления оценки за письменную контрольную работу, если он не согласен с ней. Апелляция подается заместителю директора по учебно-воспитательной работе в течение двух дней, после объявления оценки.

1.18. На пользование школьным имуществом, которое возвращается учителю по окончанию занятий в сохранном виде.

(пункты 1.15-1.18 приняты Советом школы)

1.19. На отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждений спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме. Изложение классному руководителю, психологу, директору школы, другим учителям, уполномоченному по правам участников образовательного процесса своих проблем и получение от них помощи, объяснений, ответов.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от19 марта 2001 г. № 196) п. 49)

1.20. На представление школы на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г № 196) п. 49.1; Порядок проведения олимпиад школьников (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.10.07 г. № 285))

1.21. На условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 51, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52»-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 28)

1.22. На заблаговременное уведомление о сроках и объеме письменных контрольных работ, проводимых в соответствии с графиком, с учетом того, что в течение недели не может быть проведено более двух аттестационных работ (в том числе контрольных работ и сочинений).

Источник: http://cherroo.ru/students/prava-i-obyazannosti-uchashchikhsya/

Права и обязанности школьника

Права и обязанности школьника в России

На днях прозвенели первые звонки почти в 47 тысячах школ и приравненных к ним учебных заведениях по всей России. За парты сели более 14 миллионов ребят. Во избежание конфликтов необходимо напомнить школьникам о необходимости соблюдения школьных правил, а также о правах и обязанностях ученика.

Права ребенка, посещающего школу, определены Конституцией Российской Федерации, Законом об образовании №273-ФЗ, рядом других нормативно-правовых актов, а также внутренними документами образовательной организации.

Право на образование в России гарантировано статьей 43 Конституции и статьей 5 Закона №273-ФЗ. Исходя из них, каждый ребенок имеет право на доступное и бесплатное среднее образование. В сфере образования недопустимы какие-либо формы дискриминации.

Одним из наиболее распространенных нарушений права ребенка на образование считается отказ школ принимать на обучение детей, не имеющих регистрации в определенном микрорайоне.

На практике администрация школы зачастую в категоричной форме требует от родителей документы о постоянной либо временной регистрации в одном из домов, закрепленных за данным учебным заведением.

Однако, согласно приказу министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г.

№32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»:

«Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

ОООД, закончившие прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля».

После принятия в школу каждый ребенок имеет право получить соответствующие программе знания с соблюдением всех государственных стандартов. При этом его родители сами выбирают, будет он делать это в классе или по индивидуальному плану на домашнем обучении.

Распространенной формой нарушения прав ребенка на образование также является недопуск его в класс по формальным причинам, например, из-за опоздания или нарушения формы одежды.

Следует отметить, что, если школьник нарушил устав учебного заведения, общепринятые нормы морали или законодательство РФ, к нему с привлечением администрации применяются официальные меры (выговор, беседа с родителями, отчисление).

А если из-за его поведения срывается учебный процесс или нарушаются права других детей, то к решению проблемы привлекаются сотрудники уполномоченных государственных органов, в том числе полиции. Однако в других случаях не пускать школьника в класс или выдворять его из класса нельзя.

Ребенок имеет право на уважение к его достоинству, защиту от дискриминации и личную неприкосновенность. Бить детей, оскорблять их и публично отпускать в их адрес уничижительные комментарии для педагогов непозволительно.

Также у ребенка есть право на охрану здоровья. Школа несет за него ответственность и обеспечивает все необходимые условия для того, чтобы он был здоров. И учитель физкультуры не может заставить выздоравливающего ребенка сдавать нормативы или поставить двойку за отказ прыгать через «козла».

Часто в школе нарушают право на законный отдых учащихся. Это может выражаться в хорошо всем известной формуле «звонок для учителя» или введении не предусмотренных учебным планом дополнительных занятий после уроков и в каникулярное время. Согласно российскому законодательству, такого рода меры являются недопустимыми.

Важно помнить и о том, что в России запрещен принудительный труд. Снимать детей с уроков ради уборки снега или принудительно привлекать их к генеральной уборке администрация не может. Дежурства по классу и другие элементы трудового воспитания должны быть изначально согласованы с родителями.

Ребенок имеет право знать о том, какую оценку он получил за урок или контрольную работу. «Неожиданно материализующиеся» в журналах отметки недопустимы. В то же самое время ученик имеет право попросить педагога сообщать о его оценках не при всем классе, а лично.

Также школьник вправе потребовать от учителя не зачитывать при всех «перехваченную» в классе записку. За нарушение дисциплины его можно наказать в соответствии с требованиями законодательства РФ и устава школы, но конфиденциальность переписки, даже «детской», защищена законом.

Каждый ребенок имеет право высказывать свое мнение и отстаивать свои убеждения. Это касается как оценочных составляющих академического процесса (например, в случае обсуждения личностей литературных героев или исторических деятелей), так и замечаний к работе школы. Дети могут через законных представителей доносить свое мнение до администрации образовательной организации.

Кроме того, педагоги и администрация школы должны обеспечить корректное оценивание знаний детей, предупреждение их о проведении контрольных работ (не более одной в день), доступ к техническим ресурсам и библиотеке образовательного учреждения, возможность выбирать факультативные предметы.

В случае несогласия с оценкой ребенок и его родители имеют право ее официально оспорить.

От прав к обязанностям

Родителям и педагогам очень важно донести до ребенка истину о том, что помимо прав у него также есть обязанности. И их у школьника немало.

Учащиеся обязаны:

  • соблюдать законы Российской Федерации и устав школы (а для начала его хотя бы прочитать);
  • выполнять законные требования педагогов и администрации;
  • уважительно относиться к работникам школы и своим товарищам;
  • добросовестно учиться, осваивать программу, получать знания и совершенствовать свои навыки;
  • бережно относиться к имуществу образовательного учреждения и прилегающей территории;
  • иметь опрятный вид;
  • в случае пропуска занятий предоставлять администрации школы соответствующие документы;
  • заботиться о безопасности и здоровье – как своего личного, так и товарищей по школе;
  • придерживаться установленного администрацией режима;
  • при обнаружении незнакомых подозрительных предметов немедленно сообщать взрослым.

Образовательные организации официально имеют право локальным нормативным актом зафиксировать требования к школьной форме одежды, и ребенок будет обязан их соблюдать.

Очень важный момент в воспитании школьника – недопустимость злоупотребления своими правами и свободами в ущерб законным правам и свободам других людей.

Выдающиеся мыслители и правоведы с древнейших времен неоднократно повторяли: «Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается свобода чужого носа».

Поэтому, например, родители не могут, прикрываясь правом на образование, отправить в школу ребенка, страдающего инфекционным или вирусным заболеванием, а школьник – грубо нарушать дисциплину или требования школьного устава.

Правильное понимание равновесия между своими правам и обязанностями, а также правами других людей поможет ребенку сформироваться как гармоничной личности, готовой к самостоятельной взрослой жизни в обществе.

Олег Полевой

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/prava_i_obyazannosti_shkolnika/

Права и обязанности ученика. Как осуществляется защита прав детей в школе?

Права и обязанности школьника в России

На сегодняшний день практически в каждой общественной сфере существуют права и обязанности задействованных в ней лиц. Это касается и обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях.

Каждый ребенок, переступивший школьный порог, должен знать свои права и обязанности.

Права школьника

Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:

  1. Право на получение основного образования, о чем говорится и в статье № 43 Конституции Российской Федерации.
  2. Каждый ученик имеет право принимать участие в управлении школой.
  3. Школьник — это полноценная личность, которая заслуживает уважения как со стороны преподавательского коллектива, так и других сотрудников учреждения.
  4. Обучающийся имеет право знать свою отметку за письменные работы и устные ответы.
  5. Ученик может принимать участие в любых школьных и внешкольных мероприятиях, которые организовываются образовательным учреждением и которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Школьник может добровольно участвовать в любой трудовой деятельности.
  7. Ученик имеет право попросить у учителя бесплатной помощи в получении знаний по любой теме, включенной в образовательную программу.
  8. Абсолютно каждый обучающийся вправе организовывать объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
  9. Школьник вправе иметь свободное время между уроками и в каникулярный период.
  10. Каждый обучающийся имеет право на то, чтобы его выслушала администрация школы, педагоги и другие ученики.
  11. И в учебное время, и во внеклассной работе абсолютно каждый обучающийся вправе отстаивать свои принципы, взгляды, мировоззрение, понятия в тех случаях, когда возникает спорная или конфликтная ситуация.
  12. Обучающийся в любое время, независимо от обстоятельств, имеет возможность перейти в другое образовательное учреждение.
  13. Школьник вправе обучаться на дому, экстерном, а также досрочно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
  14. Ученик имеет право высказывать свое мнение на уроке.
  15. Ребенок имеет право появится на уроке позже, предварительно предупредив учителя. Кроме того, при необходимости он имеет право покинуть учебную аудиторию во время урока, спросив разрешения у педагога.
  16. Школьник вправе исправить учителя, если второй оговорился, допустил неточность, касающуюся темы урока.
  17. По истечении урока школьник вправе покинуть учебную аудиторию.
  18. Ученик вправе обучаться в хорошо освещенных помещениях, где также должны соблюдаться чистота и порядок.
  19. Школьник имеет право рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.

К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Обязанности школьника

У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:

  1. Уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения.
  2. С уважением относиться к результатам чужих трудов.
  3. Добросовестно относиться к учебе.
  4. Соблюдать школьный режим: своевременно посещать уроки (исключение составляет отсутствие на уроках по уважительным причинам), уходить с уроков в строго отведенное время.
  5. После пропуска учебного дня или определенного урока приходить в школу с объяснительным документом, например, со справкой от врача по поводу болезни (с печатями медицинского учреждения) либо запиской от родителей или родственников.
  6. Приходить в школу чистым и опрятным.
  7. Соблюдать правила техники безопасности на уроках. Особенно это касается уроков химии, физики, биологии, физической культуры и технологии.
  8. Подавать учителю дневник по первому требованию.
  9. Внимательно слушать и выполнять задания, которые дает учитель, для получения качественных знаний.

Что запрещено ученикам в школе?

Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы. Школьнику запрещается:

  1. Приносить с собой в общеобразовательное учреждение опасные предметы: оружие, колющие предметы и так далее.
  2. Становиться зачинщиком ситуаций, которые могут привести к дракам, а также участвовать в разборках других обучающихся.
  3. Пропускать уроки без уважительной причины.
  4. Приносить с собой спиртосодержащую продукцию и употреблять ее в стенах и на территории школы, а также являться на занятия в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Курить на территории школы.
  6. Играть в азартные игры.
  7. Красть или брать без разрешения чужие вещи.
  8. Неуважительно и грубо общаться с учителями и администрацией школы.
  9. Игнорировать замечания преподавателей, администрации или сотрудников школы.

Права учителя

Учитель, согласно положениям Устава школы, есть следующие права:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  1. Абсолютно каждый школьный учитель вправе управлять школой в соответствии с Уставом.
  2. Преподаватель имеет право на уважение личности, личностных и профессиональных качеств.
  3. Педагог вправе получить защиту со стороны администрации школы в случае вмешательства родителей по вопросам, входящих в спектр его обязанностей.
  4. Учитель вправе на свое усмотрение выбирать учебные программы и учебники, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту.
  5. Преподаватель вправе получить любую информацию, непосредственно касающуюся учебного процесса, со стороны школьной администрации.
  6. Учитель может выразить свою позицию по любому вопросу, касающемуся профессиональной деятельности.
  7. Педагог вправе принимать участие в школьных организациях, профессиональных конкурсах и так далее.
  8. Школьный учитель может совершенно бесплатно получать повышение квалификации раз в три года.
  9. Преподаватель вправе работать в нормальной обстановке: чистое рабочее место, хорошее освещение, необходимая температура воздуха в помещении и так далее.
  10. Педагог вправе рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Как осуществляется защита прав детей в школе?

Согласно Конституции Российской Федерации, любой ребенок вправе развивать свои физические и интеллектуальные умения, находясь в общеобразовательном учреждении. А любое посягательство на ограничение или прекращение этих прав со стороны школьных учителей или других школьников всегда наказуемо согласно Кодексу об административных правонарушениях.

При нарушении прав школьника необходимо письменно оформить жалобу на имя директора школы. Если данная жалоба будет проигнорирована, обучающийся со своими родителями (законными представителями) может обратиться в департамент образования или в прокуратуру, а затем в суд.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/prava-uchenika.html

ПраваКодекс
Добавить комментарий