Реабилитация и абилитация инвалидов в 2019 году

Протокол Минтруда России №34 от 3 июля 2019 г

Реабилитация и абилитация инвалидов в 2019 году
Протокол заседания Координационного совета по контролю за реализацией государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы

Присутствовали:

ГусенковаАнна Владимировна— директор Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (заместитель председателя)
АфонинаКира Павловна— заместитель директора Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
ЛигоминаДмитрий Витальевич— заместитель директора Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
АллахвердиеваСветлана Анатольевна— заместитель Министра социального развития Саратовской области по экономике и финансам
АминоваСветлана Даниловна— руководитель — главный эксперт по медико-социальной экспертизе работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы» ФМБА России
БезрукихИгорь Геннадьевич— член Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ), Председатель регионального отделения ВОРДИ Республики Удмуртия
ВладимироваОксана Николаевна— директор Института реабилитации и абилитации инвалидов ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидовим. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
ДенисоваЯна Анатольевна— ученый секретарь ФГБУ «Новокузнецкий научно — практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
ЖуковаЕвгения Валерьевна— заведующий отделения практико-инновационных методов социальной, профессиональной и психологической реабилитации и абилитации инвалидов ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
ВостриковаМария Глебовна— заместитель начальника отдела программ реабилитации Управления социального развития администрации Аппарата управления ВОС
МарковскаяАнастасия Владимировна— начальник отдела методологии обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Департамента социальных программ и сводно-аналитической работы Фонда социального страхования Российской Федерации.
МорозоваЕлена Валерьевна— руководитель Центра социальной, профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
ПомниковВиктор Григорьевичректор ФГБОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
РысевОлег Викторович         ——  заместитель председателя Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество инвалидов»
ТараненкоВладимир Викторович— председатель регионального отделения  Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ) Белгородская область, руководитель направления ВОРДИ «Доступная среда»
ФадеевОлег Анатольевич—  главный советник аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
ЩекинаЕлена Львовна— начальник отдела методологии разработки и реализации программ в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

I.

Рассмотрение и проведение экспертизы программ субъектов Российской Федерации, разработанных на основе типовой программы субъекта Российской Федерации по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, представленных для участия в 2020 году в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» (далее соответственно – проекты региональных программ, Госпрограмма).

 (Гусенкова, Афонина, Аллахвердиева, Морозова, Владимирова, Безруких, Помников, Рысев, Тараненко)

1. Принять к сведению информацию Минтруда России (А.В. Гусенкова) о том что, поступившие в установленный срок (до 1 мая 2019 г.

) документы Республики Татарстан содержат проект региональной программы на 2021 год, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра — утвержденную подпрограмму на 2019-2020 годы, и не содержат проектов региональных программ на 2020 год.

Подпрограммы данных субъектов Российской Федерации на 2019 год прошли экспертизу на заседании Координационного совета по контролю за реализацией Госпрограммы (протокол заседания Координационного совета по контролю за реализацией Госпрограммы № 32 от 6 июля 2018 г.), составлены на 2019-2020 годы, содержат необходимые цели, задачи целевые показатели и мероприятия в соответствии с предъявляемыми требованиями в 2020 году.

Вопрос о возможности допуска к рассмотрению представленных в 2020 году документов Республики Татарстан и Ханты-Мансийского автономного округа – Югра к экспертизе на Координационном совете по контролю за реализацией Госпрограммы выносятся на отдельное обсуждение с его членами для принятия коллегиального решения.

1.1. По итогам обсуждения членами Координационного совета по контролю за реализацией Госпрограммы представленной на 2021 год региональной программы Республики Татарстан, в результате принято коллегиальное решение принять ее к рассмотрению.

Рекомендовать Республике Татарстан:

доработать указанную подпрограмму в части:

представления проекта региональной программы на 2020 год;

приведения в соответствие значений целевых показателей (индикаторов) региональной программы значениям целевых показателей (индикаторов) действующей Госпрограммы (постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363);

уточнения данных по годам финансового обеспечения региональной программы;

приведения в соответствие планируемого к приобретению оборудования положениям приказа Минтруда России от 23 апреля 2018 г.

№ 275 «Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов» (далее — приказ № 275) в случае планируемой реализации мероприятий на условиях софинансирования с использованием средств субсидии;

устранения неравномерного планируемого распределения бюджетных ассигнований по сферам или представления развернутой информации о соблюдении необходимой пропорциональности финансирования за счет включения соответствующих мероприятий в другие государственные программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации;

представить доработанную с учетом указанных замечаний подпрограмму в срок до 22 июля 2019 г. в Минтруд России.

1.2. По итогам обсуждения членами Координационного совета по контролю за реализацией Госпрограммы подпрограммы Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, в принято коллегиальное решение принять к рассмотрению представленную подпрограмму на 2019 — 2020 годы.

Рекомендовать Ханты-Мансийскому автономному округу – Югра:

доработать указанную подпрограмму в части:

представления проекта региональной программы на 2020 год;

уточнения данных по годам финансового обеспечения региональной программы;

устранения неравномерного планируемого распределения бюджетных ассигнований по сферам или представления развернутой информации о соблюдении необходимой пропорциональности финансирования за счет включения соответствующих мероприятий в другие государственные программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации;

увеличения плановых значений целевых показателей (индикаторов) региональной программы;

приведения в соответствие планируемого к приобретению оборудования положениям приказа Минздрава России от 29 декабря 2012 г. № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» (далее –приказ № 1705) в случае планируемой реализации мероприятий на условиях софинансирования с использованием средств субсидии;

представить доработанную с учетом указанных замечаний  подпрограмму в срок до 22 июля 2019 г. в Минтруд России.

2. Принять к сведению информацию Минтруда России (К.П. Афонина) о замечаниях и предложениях по итогам анализа остальных 28 проектов региональных программ на 2020 год, рассматриваемых 3 июля 2019 года:

2.1. Рекомендовать Псковской области

доработать проект региональной программы в части:

приведения в соответствие значений целевых показателей (индикаторов) региональной программы значениям целевых показателей (индикаторов) действующей Госпрограммы (постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363);

увеличения плановых значений целевых показателей (индикаторов) региональной программы;

приведения в соответствие планируемого к приобретению оборудования положениям приказа № 275 в случае планируемой реализации мероприятий на условиях софинансирования с использованием средств субсидии;

исключения мероприятий, на которые не представляется возможным расходование средств субсидии, и (или) уточнения формулировки мероприятия  (мероприятие 1.2.1. Создание диагностических — консультативных приемных на базе служб ранней помощи (Требует уточнения). 1.2.2.

Обеспечение своевременного выявления детей с ОВЗ, детей с риском развития инвалидности. 2.1.4. Оснащение отделений занятости области персональными компьютерами для обучения инвалидов в том числе детей инвалидов компьютерной грамотности, взаимодействия с работодателями путем проведения переговоров по скайпу. 4.1.4.

Создание условий для комплексного сопровождения детей-инвалидов и их семей в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Требует уточнения). 4.1.5.Приобретение тренажера-робота на две пушки для настольного тенниса. 4.3.2.

Проведение обучающих мероприятий, курсов повышения квалификации для специалистов  психолого-медико-педогогических комиссий. 5.1.1.

Организация адаптированного жилого пространства (дома, квартиры) совместного сопровождаемого проживания, учебно-сопровождаемого проживания на базе ГБУ СО «Бобровский детский дом интернат для умственно отсталых детей», ГБУ СО «Центр социального обслуживания в г. Великие Луки») в случае планируемой реализации мероприятий на условиях софинансирования с использованием средств субсидии;

представить доработанный с учетом указанных замечаний проект региональной программы в срок до 22 июля 2019 г. в Минтруд России.

2.2. В результате открытого ания (14 — за; 2 — против; 1 – воздержался) принято решение о невозможности участия в Госпрограмме в 2020 году Республики Адыгея, учитывая наличие принципиальных замечаний по представленным документам, требующих значительной доработки в части:

уточнения цели программы;

приведения в соответствие значений целевых показателей (индикаторов) региональной программы значениям целевых показателей (индикаторов) действующей Госпрограммы (постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363);

увеличения плановых значений целевых показателей (индикаторов) региональной программы;

устранения неравномерного планируемого распределения бюджетных ассигнований по сферам;

уточнения сведений о планируемом распределении бюджетных ассигнований на 2020 год;

приведения в соответствие планируемого к приобретению оборудования положениям приказа № 275 в случае планируемой реализации мероприятий на условиях софинансирования с использованием средств субсидии;

исключения мероприятий, на которые не представляется возможным расходование средств субсидии, и (или) уточнения формулировки мероприятия (мероприятие 4.1.7.

Оснащение пункта проката технических средств реабилитации инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов ГБУ РА «Красногвардейский комплексный центр социальной помощи семье и детям «Доверие». 4.1.9.

Приобретение мебели для учреждений подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Адыгея).

2.3. Принято решение о невозможности участия в Госпрограмме в 2020 году Республики Алтай, учитывая наличие принципиальных замечаний по представленным документам, требующих значительной доработки в части:

приведения в соответствие значений целевых показателей (индикаторов) значениям целевых показателей действующей Госпрограммы (постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363);

увеличения плановых значений целевых показателей (индикаторов) региональной программы (приведены не все показатели);

устранения неравномерного планируемого распределения бюджетных ассигнований по сферам;

уточнения сведений о планируемом распределении бюджетных ассигнований на 2020 год;

Источник: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/280

подпрограммы 2

Реабилитация и абилитация инвалидов в 2019 году

Остаток

233012941 тыс. руб.

Мероприятий в программе

0

ОтветственныйисполнительподпрограммыМинистерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Участники подпрограммыМинистерство спорта Российской Федерации,Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,Фонд социального страхования Российской Федерации,Министерство образования и науки Российской Федерации,Министерство финансов Российской Федерации,Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Программно-целевые инструменты подпрограммыотсутствуют
Цель подпрограммыповышение уровня обеспеченности инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также повышение уровня профессионального развития и занятости инвалидов
Задачи подпрограммыопределение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных услугах;формирование современной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе технических средств реабилитации инвалидов;формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта;формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов
Целевые индикаторы и показатели подпрограммыпоказатель 2.1 «Доля субъектов Российской Федерации, имеющих план мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в общем количестве субъектов Российской Федерации»;показатель 2.2 «Доля реабилитационных организаций, подлежащих включению в региональную систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в общем количестве реабилитационных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации»;показатель 2.3 «Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов»;показатель 2.4 «Доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (услугами), в общем числе граждан, получивших технические средства реабилитации (услуги)»;показатель 2.5 «Количество высокопроизводительных рабочих мест на федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических и специализированных предприятиях»;показатель 2.6 «Темп роста производительности труда на федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических и специализированных предприятиях»;показатель 2.7 «Доля инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости, в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости»;показатель 2.8 «Доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, от общей численности выпускников-инвалидов»;показатель 2.9 «Число занятых инвалидов, трудоустроенных при поддержке общественных организаций инвалидов»;показатель 2.10 «Доля инвалидов, принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета (по отношению к предыдущему году)»;показатель 2.11 «Доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам бакалавриата и специалитета, выбывших по причине академической неуспеваемости»;показатель 2.12 «Доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году)»;показатель 2.13 «Доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости»;показатель 2.14 «Доля граждан, время ожидания которых в очереди при обращении в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для получения государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами составило не более 15 минут, в общей численности граждан, обратившихся в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации»;показатель 2.15 «Доля граждан, использующих механизм получения государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами в электронной форме»
 Этапы и срокиреализацииподпрограммыI этап: 2011 — 2015 годы;II этап: 2016 — 2018 годы;III этап: 2019 — 2020 годы
Объемы бюджетныхассигнований подпрограммыобъем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 281244797,1 тыс. рублей, в том числе:на 2011 год — 24795322,3 тыс. рублей;на 2012 год — 19984349,1 тыс. рублей;на 2013 год — 22984100,4 тыс. рублей;на 2014 год — 17394359,3 тыс. рублей;на 2015 год — 22348090,9 тыс. рублей;на 2016 год* — 33019763,5 тыс. рублей;на 2017 год — 33875447,9 тыс. рублей;на 2018 год — 33876547,9 тыс. рублей;на 2019 год — 36470357,9 тыс. рублей;на 2020 год — 36496457,9 тыс. рублей,из них:объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 281244797,1 тыс. рублей, в том числе:на 2011 год — 24795322,3 тыс. рублей;на 2012 год — 19984349,1 тыс. рублей;на 2013 год — 22984100,4 тыс. рублей;на 2014 год — 17394359,3 тыс. рублей;на 2015 год — 22348090,9 тыс. рублей;на 2016 год* — 33019763,5 тыс. рублей;на 2017 год — 33875447,9 тыс. рублей;на 2018 год — 33876547,9 тыс. рублей;на 2019 год — 36470357,9 тыс. рублей;на 2020 год — 36496457,9 тыс. рублей,объем бюджетных ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 135449946,9 тыс. рублей, в том числе:на 2014 год — 8999525,8 тыс. рублей;на 2015 год — 11082759,1 тыс. рублей;на 2016 год — 23073532,4 тыс. рублей;на 2017 год — 23073532,4 тыс. рублей;на 2018 год — 23073532,4 тыс. рублей;на 2019 год — 23073532,4 тыс. рублей;на 2020 год — 23073532,4 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммыувеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих план мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 90 процентов к 2020 году);увеличение количества реабилитационных организаций, подлежащих включению в региональную систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в общем количестве реабилитационных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (до 48 процентов к 2020 году);увеличение численности инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы инвалидов, в общей численности инвалидов (до 98 процентов к 2020 году);увеличение доли граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (услугами), в общем числе граждан, получивших технические средства реабилитации (услуги) (до 90 процентов к 2018 году);увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест на федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических и специализированных предприятиях (до 4778 единиц к 2020 году);увеличение темпа роста производительности труда на федеральных государственных протезно-ортопедических и специализированных предприятиях (до 40,5 процента к 2019 году);увеличение доли инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости, в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости (до 60 процентов к 2020 году);увеличение доли выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, от общей численности выпускников-инвалидов (до 100 процентов к 2020 году);увеличение численности занятых инвалидов, трудоустроенных при поддержке общественных организаций инвалидов (до 944 единиц к 2020 году);увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета (по отношению к предыдущему году) (до 107 процентов к 2020 году);уменьшение доли студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам бакалавриата и специалитета, выбывших по причине академической неуспеваемости (до 7 процентов к 2018 году);увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования, по отношению к предыдущему году (до 107 процентов к 2020 году);уменьшение доли студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости (до 7 процентов к 2018 году);увеличение доли граждан, время ожидания которых в очереди при обращении в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для получения государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами составило не более 15 минут, в общей численности граждан, обратившихся в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (до 100 процентов к 2017 году);увеличение доли граждан, использующих механизм получения государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами в электронной форме (до 3 процентов к 2020 году)
  • ГП РФ «Доступная среда»

Источник: https://strategy24.ru/rf/citybuilding-and-jkh/programs/podprogrammy-2-sovershenstvovaniye-sistemy-kompleksnoy-reabilitatsii-i-abilitatsii-invalidov

Какие новшества содержит проект закона о правах инвалидов

Реабилитация и абилитация инвалидов в 2019 году

Беларусь в 2015 году присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, взяв на себя обязательства создавать равные условия для людей с ограниченными возможностями. В республике ведется планомерная работа по воплощению положений документа в жизнь.

Одно из ключевых направлений – совершенствование законодательной базы. Ожидается, что уже в апреле на рассмотрение в Парламент поступит проекта Закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции».

Какие новации в нем будут закреплены, рассказали разработчики нормативного правового акта на заседании круглого стола в республиканском общественном объединении «Белая Русь».

Как отметил заместитель Министра труда и социальной защиты Александр Румак, к подготовке документа кроме специалистов органов госуправления подключились представители объединений инвалидов.

Он заменит два существующих закона – «О социальной защите инвалидов в Беларуси» и «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».

Помимо действующих норм он будет включать нововведения, направленные в большей степени на создание условий полного и независимого вовлечения людей с инвалидностью в жизнь общества. «Наша цель – убрать барьеры для всех социально уязвимых категорий граждан», – подчеркнул Александр Румак.

Право на труд

Особое внимание в документе уделено вопросам трудоустройства. Не секрет, что люди с инвалидностью могут столкнуться с дискриминацией при приеме на работу. Из 568,5 тыс. инвалидов, которые проживают в Беларуси, около 200 тыс. человек находятся в трудоспособном возрасте.

Чуть более половины из них по состоянию здоровья могут трудиться, но реально работает только около 60 % от этого количества. Чтобы человек мог себя реализовать, в новом законе предусматриваются определенные механизмы «понуждения» организаций отказаться от барьеров. В их числе – квотирование рабочих мест.

То есть предприятию, исходя из численности работников, будет доводиться квота на трудоустройство инвалидов.

«Во многих европейских странах все большее распространение получает практика, когда человек с ограниченными возможностями включается в обычные трудовые коллективы. Это способствует в том числе преломлению мнения в обществе по отношению к таким гражданам», – считает Александр Румак.

Инвалидность – не приговор

Второй важный момент, который нашел отражение в законе, заключается в помощи человеку, получившему инвалидность, выстроить жизненный путь.

«Кто-то, конечно, нуждается в социальных услугах, но есть и те, кто способен дальше продолжать вести активную деятельность.

И мы заложили определенные механизмы социальной реабилитации таких граждан, взаимодействия социальных служб с медико-реабилитационными экспертными комиссиями (МРЭК)», – пояснил Александр Румак.

Как рассказала заместитель начальника главного управления – начальник управления медицинской экспертизы главного управления организации медицинской помощи, экспертизы, обращений граждан и юридических лиц Министерства здравоохранения Ирина Киреева, планируется введение двух программ реабилитации и абилитации – для взрослых и детей.

«Это большой шаг вперед по сравнению с тем, что есть сейчас, – уверена она. – Также расширены принципы государственной политики в области обеспечения прав инвалидов, такие, например, как гарантированность реабилитации, абилитации, приоритетность мер по профилактике инвалидности.

Все мероприятия уточнены и соответствуют Конвенции ООН о правах инвалидов», – отметила Ирина Киреева.

Изменения в работе МРЭК

Предусмотрено формирование межведомственной персонифицированной базы данных по учету инвалидов, которая будет содержать сведения о группе инвалидности, степени утраты здоровья, профессиональной или общей трудоспособности, ограничении жизнедеятельности, причине, сроках и дате установления инвалидности, индивидуальные реабилитационные мероприятия. Расширен перечень лиц, которые могут привлекаться к работе МРЭК. В него включены врачи, специалисты по социальной работе, представители комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов, управлений местных администраций. Закреплено право граждан или законных представителей отказаться от направления на медико-социальную экспертизу, за исключением периода временной нетрудоспособности. Указан порядок отказа, который оформляется записью в медицинских документах. «Этот шаг в последующем не лишает гражданина права повторно обратиться по вопросу установления инвалидности. Все его права сохраняются», – добавила Ирина Киреева.

Лицам в возрасте старше 18 лет, которые признаются инвалидами, будет установлено несколько групп инвалидности, детям – I-IV степени утраты здоровья, указаны перечни причин инвалидности. «Раньше четко в законодательстве это не прописывалось», – пояснила специалист.

Также указан перечень дополнений к экспертному решению в отношении инвалидов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и с интеллектуальными нарушениями, который расширен по предложению людей с инвалидностью.

«Предусмотрено при необходимости в последующем введение иных дополнений, чтобы обеспечить права и гарантии другим категориям граждан. Определены сроки установления групп инвалидности у ребенка-инвалида (сейчас они прописаны только в постановлении Минздрава).

Сами сроки остались прежними, только уточнены критерии установления инвалидности без указания сроков переосвидетельствования», – отметила Ирина Киреева.

Определены и условия переосвидетельствования инвалидов ранее установленного срока действия заключения МРЭК или в тех случаях, когда инвалидность устанавливается без срока переосвидетельствования.

Это будет осуществляться только на основании заявления человека с инвалидностью или его законного представителя в письменной форме, которое предоставляется в медицинское учреждение.

Введена статья, которая касается содержания реабилитации и абилитации инвалидов и включает такие направления, как реконструктивная хирургия, протезирование, ортезирование, санаторно-курортное лечение, профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации и др.

Определена структура индивидуальных реабилитационных программ, порядок их оформления. Программы должны содержать общие данные, информацию об условиях и характере труда, требования к организации специальных условий для получения образования, для труда инвалидов. «Специалисты МРЭК определяют нуждаемость в различных разделах реабилитации и определяют исполнителей, сроки по каждому из них», – добавила Ирина Киреева.

Также предусмотрено создание центров реабилитации и абилитации инвалидов на республиканском и местном уровнях.

Будут вводиться новые понятия: «дискриминация по признаку инвалидности», «абилитация», «разумное приспособление», «универсальный дизайн», а также совершенствоваться существующие нормы, гарантирующие оказание помощи и поддержки в чрезвычайных ситуациях инвалидам с учетом их индивидуальных потребностей.

Ставка на инклюзию

В проекте закона придается особое значение праву лиц с инвалидностью на получение образования, вводится принцип инклюзии, определены концептуальные подходы к подготовке кадров, содержанию учебных программ, созданию безбарьерной среды. Предлагается внедрить услугу персонального ассистента для инвалида, которая закрепит имеющуюся практику помощи по сопровождению, услуги личного переводчика жестового языка.

Александр Румак уверен, что мотивация к получению новых знаний у молодых людей с инвалидностью зачастую на порядок выше, чем у обычных ребят. Они могут многого добиться, если для них создать условия для самореализации.

Посодействовать социальной интеграции инвалидов могут общественные организации, оказывая различные услуги на условиях государственно-частного партнерства. В конце 2018 года в Беларуси упрощена процедура государственного социального заказа, чтобы расширить круг участников и оказать помощь большему числу нуждающихся.

«На социальном поле работы хватит всем, – заверил Александр Румак. – На сегодня в стране заключены 82 договора государственного социального заказа. В работу вовлечены и религиозные организации, и объединения инвалидов. Мы готовы поддерживать инициативы общественности».

Нюансы терминологии

Дискуссию во время заседания круглого стола вызвало название законопроекта. По мнению представителей общественных объединений, оно должно содержать другой термин – люди с инвалидностью или лица с инвалидностью, поскольку слово «инвалид» для многих звучит оскорбительно.

«Во время работы над законом мы эту тему обсуждали, – отметил Александр Румак. – Действительно, так сложилось (не столько за годы независимости, сколько за предыдущие периоды нашего развития), что понятие «инвалид» вызывает ассоциацию с некоторой ущербностью.

Поэтому начали рассуждать, как поступить, чтобы определение не несло стигму».

Разработчики документа пояснили, что формулировка «о правах инвалидов» взята из русскоязычной версии одноименной Конвенции ООН, и пока нет однозначного ответа, как правильно переводится название документа с английского языка.

За профессиональным комментарием Беларусь обратилась в структуры ООН, а также к опыту других стран, в частности России и Украины. После всестороннего изучения ситуации будет принято окончательное решение. «Это не первостепенная проблема в вопросах, связанных с правами людей с ограниченными возможностями.

Основное – защитить их от дискриминации, не только явной, но и косвенной. Нужно создавать равные возможности для всех», – считает Александр Румак.

Участники встречи уверены, что Закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции» повышает социальные стандарты общества, станет своеобразной конституцией для людей с инвалидностью.

Свои предложения и мнения по проекту документа жителям предлагают направлять в РОО «Белая Русь». Общественное объединение организует в регионах серию круглых столов для обсуждения проекта закона.

Поступившие предложения в дальнейшем будут направлены депутатам.

Надежда МАТВЕЕВА, БЕЛТА

Источник: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2019/february/32673/

Реабилитация и абилитация инвалидов в 2019 году в России: что это, программы и мероприятия, разница, цели

Реабилитация и абилитация инвалидов в 2019 году

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 419 от 01.12.2014 г., вступившем в силу с 01.01.2016 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

В Федеральном законе от 01.12.2014 № 419 говорится о реабилитации и абилитации инвалидов, что это комплекс мероприятий, направленный на восстановление утраченных навыков и способностей, а также на поддержку в социальной сфере.

Прошедший курс реабилитации по своей индивидуальной программе гражданин сможет занять достойное место в обществе и самостоятельно поддерживать привычный уровень жизни.

Цель мероприятий реабилитации и абилитации состоит в том, чтобы инвалиды могли успешно организовать свою жизнь в социуме, создать семью и найти работу.

Что такое реабилитация инвалидов

Под реабилитацией инвалидов понимают восстановление у человека способностей, утраченных временно или на постоянной основе вследствие травмы или болезни.

Реабилитационный комплекс состоит из следующих мер поддержки:

  1. Социальная — помогает инвалиду стать полноценным членом социума, влиться в трудовой коллектив, заняться каким-либо видом спорта, найти новый круг общения.
  2. Педагогическая — возвращает человека к его нормальной деятельности путем самоопределения и поиска доступной и интересной профессии, а также помогает научиться обходиться в быту теми физическими возможностями, которые есть.
  3. Психическая — помогает вернуть в общество полноценную личность, избавиться от депрессии и замкнутости.
  4. Медицинская — направлена на восстановление биологических функций, без которых нормальная жизнедеятельность невозможна.

Если в состав реабилитационного комплекса входят все вышеперечисленные меры, то перед нами идеальная модель, которую любой реабилитационный центр сможет взять на вооружение.

Невозможно составить программу, которая идеально подошла бы каждому инвалиду. Поэтому каждая программа — индивидуальна, учитывает психические и физические особенности здоровья, уже имеющиеся навыки и желание самого человека научиться новому.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

В чем различия между абилитацией и реабилитацией

Абилитация, в отличие от реабилитации, направлена на формирование новых способностей инвалида. Комплекс абилитационных мер призван обучить инвалида достигать поставленные цели альтернативными путями, поскольку привычные способы оказались недоступными.

В большей степени абилитация необходима детям, причем от того, насколько своевременно она выполнена, напрямую зависит конечный результат и эффективность работы.

Например, когда ребенку с раннего возраста поставлен диагноз «отставание в развитии», то в 11 лет заниматься реабилитацией поздно, многое уже к этому возрасту упущено безвозвратно.

Максимального эффекта удается достичь, когда работа с ребенком-инвалидом ведется с самых ранних лет, то есть буквально с первого года жизни. Уже в таком нежном возрасте можно заниматься по логопедическим, педагогическим программам.

Программу реабилитации необходимо проводить с первых дней болезни или получения травмы. Занятия должны быть непрерывными и поэтапными.

Программа абилитации может начаться с контроля за внутриутробным развитием ребенка и последующим выхаживанием родившегося ребенка.

Индивидуальная программа абилитации инвалида

Рассмотрим, что такое абилитация инвалидов. Это формирование у человека отсутствовавших ранее в силу особенностей здоровья способностей, больше применимо к детям с нарушениями и отклонениями в развитии.

Новая система позволяет не только поставить точный медицинский диагноз, но и сформулировать индивидуальную программу всесторонней поддержки каждого пациента.

Введение нового понятия, абилитации, позволяет разрабатывать программы по формированию у человека ранее отсутствовавших умений, поскольку теперь для этого создана отсутствовавшая ранее законодательная база.

В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы.

Этап 1: Восстановительные медицинские мероприятия

Медицинская реабилитация включает комплекс процедур, с помощью которых ограниченность в передвижении у инвалидов снижается.

Сюда относят:

  1. Общую реабилитацию (использование медпрепаратов, назначенных врачом, наблюдение в амбулатории).
  2. Специализированную реабилитацию (оказание помощи в спецлечебницах, протезирование и проведение операций).

Медицинская абилитация включает:

  • реконструктивная хирургия;
  • протезирование и ортезирование;
  • санаторно-курортное лечение.

Задача медицинской реабилитации — при помощи технических средств, протезов, восстановительного лечения и терапии дать возможность человеку как можно полнее восстановить утраченные функции, либо научиться обходиться без них.

Для тех, чьи функции передвижения серьезно ограничены и требуется обязательное приобретение специальных колясок, протезов, изыскиваются возможности для их покупки.

Этап 2: Профессиональная ориентация

Заключается в обучении и помощи в трудоустройстве, адаптации на рабочем месте.

Если у человека ранее была профессия, но после перенесенной травмы или операции он более не может использовать свои прежние навыки, потребуется обучение новой специальности или переквалификация.

При трудоустройстве руководство предприятия совместно с органом соц защиты и бюро МСЭ переоборудует рабочее место, чтобы обеспечить возможность новому сотруднику выполнять работу с учетом его ограниченных физических возможностей.

Также работающим инвалидам положены льготы.

Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

  • обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  • показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
  • подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Включает несколько видов:

1. Просветительский — помогает изменить отношение в обществе к лицам с ограниченными возможностями.

2. Досуговой — создаются программы для проведения досуга.

3. Коррекционный — помогает инвалидам преодолеть ограничения в жизнедеятельности.

4. Познавательное — выявляет у лиц с ограниченными возможностями желание к труду или общественной работе.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Социально-медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Социально-бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Социально-психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий — их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

О финансировании программ абилитации

Прежде лечение, приобретение дорогих лекарств и закупка необходимых технических средств оплачивались средствами родителей, а также различными негосударственными благотворительными фондами.

Сейчас в государственный бюджет заложено определенное финансирование.

На финансирование программ восстановительного лечения, согласно Распоряжению № 2782-р от 31.12.2015 г. в 2016 г. было выделено 9,3 млрд. руб. из Фонда социального страхования.

Правительство РФ контролирует процесс распределения бюджетных средств. Потрачены эти деньги могут быть на закупку оборудования и оплату услуг, которые необходимы таким людям для восстановления утраченных или ранее отсутствовавших функций организма.

Деньги выделяются из Фонда соцстраха и могут быть потрачены на:

  • Услуги по абилитации и реабилитации, а также на технические средства (в 2016 г. — 7,7 млрд. руб.);
  • Субвенции в региональные бюджеты для расходования на такие же цели (в 2016 г. — 1,6 млрд. руб.).

Государственное финансирование — это только часть мер, которые в каждом регионе страны дадут возможность каждому получить необходимые лекарства, протезы, реабилитационные и абилитационные услуги в специализированных медицинских учреждениях.

Большая работа проводится благотворительными фондами, близкими и родными инвалидов, образовательными и досуговыми учреждениями по созданию безбарьерной среды.

Новый порядок установления инвалидности

Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Определять же степень инвалидности в каждом конкретном случае будут не по степени ограничения жизнедеятельности, а по выраженности функционального расстройства.

С 2016 г. основой для установления инвалидности стало определение функциональных расстройств, и это существенно изменило весь порядок.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В проекте бюджета на 2018 год было отведено  29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Государственная программа «Доступная среда» продлевается до 2025 г. В 2019 г. ее ключевым аспектом станет реабилитация. Реализация начнется с 2021 г. В 2019 г. федеральное финансовое содействие предоставят 18 субъектам РФ.

Деньги выделят на условиях софинансирования для:

  • закупки оборудования в реабилитационные центры,
  • обучения специалистов,
  • разработки ИС.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Источник: https://moya-pensiya.com/reabilitatsiya-i-abilitatsiya-invalidov-v/

ПраваКодекс
Добавить комментарий