Статус, категории граждан и возмещение вреда, подвергшихся воздействию радиации из-за чернобыльской катастрофы

Права граждан, пострадавших от радиации

Статус, категории граждан и возмещение вреда, подвергшихся воздействию радиации из-за чернобыльской катастрофы

(Ильина А. Г.) («Адвокат», N 11, 2000)

ПРАВА ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ РАДИАЦИИ

А. Г. ИЛЬИНА

А. Г. Ильина, адвокат (г. Челябинск).

Аварии на АЭС по своим последствиям привели к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям.

В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение, места пребывания и жительства.

Государство, заявив об аварии и признавая свою вину, взяло на себя обязанность по возмещению вреда, но, к сожалению, вред оказался столь значительным, что принятые Законы «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию аварии в 1957 году на ПО «Маяк» не могут обеспечить возмещение причиненного ущерба в полном объеме. В связи с этим правовые отношения между гражданином, подвергшимся воздействию радиации, и государством переходят в новый этап, когда государство обязуется возместить нанесенный ущерб, а гражданин имеет право воспользоваться данным обязательством. Многие граждане, подвергшиеся воздействию радиации, стали инвалидами, но возмещение вреда, нанесенного здоровью, им не компенсируется. Действующие международное право и российское законодательство позволяют защитить право граждан в суде. Основные права и свободы человека перестали быть внутренним делом государства. Конституция РФ установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы (ст. 15 Конституции). Цель данной публикации — оказание юридической помощи гражданам, пострадавшим от воздействия радиации. Помощь заключается в разъяснении действующего законодательства, предоставлении основных данных о нормативных актах, необходимых для ведения гражданского процесса. Кроме этого, информация, содержащаяся в исследованиях ученых о влиянии радиации на здоровье человека, о методах и способах определения дозы облучения поможет вам найти сведения, которые могут быть доказательствами в суде. Приводятся положительные судебные решения и сведения о компенсациях и льготах гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, положения законодательства РФ, ответы на наиболее часто встречающиеся в юридической практике вопросы о социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию радиации. Просим учесть, что представляемый материал — это только первичная информация. Федеральное и местное законодательство быстро меняются. Органы исполнительной власти издают свои подзаконные акты, которые нередко противоречат федеральному законодательству. Поэтому необходимо учитывать изменения в действующем законодательстве.

Глава 1. Общая характеристика правового регулирования возмещения вреда в связи с радиационным воздействием

Среди международных актов прежде всего следует назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Центральное положение в системе универсальных международно-правовых актов занимают Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, участницей которых является Россия, принятые в 1966 г.

, а также Конвенция о правах человека — основополагающий европейский договор, который был принят Советом Европы 4 ноября 1950 г. и вступил в силу 3 сентября 1953 г. после его ратификации восемью странами.

Нормы и принципы, содержащиеся в Конвенции, существенно ограничивают сферу правовой компетенции государства, они служат базой для формирования демократических структур гражданского общества. Конвенция о правах человека является действенным гарантом защиты прав человека и основных свобод благодаря созданным в ее системе контрольным механизмам.

При решении дел в суде необходимо учитывать особый статус международных норм в системе права. Особый статус прав и свобод человека подтверждают положения Конституции РФ, согласно которым права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность всех отраслей власти.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в том числе и определяющихся международными нормами. В статье 17 Конституции РФ установлено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы. В связи с тем, что федеральные законы не регулируют многие вопросы, необходимо в судебном процессе ссылаться на статьи Конституции РФ.

Статья 2 Конституции РФ гласит, что человек, его права являются высшей ценностью, поэтому в любом случае вред, причиненный человеку государством, предприятиями, учреждениями, должен быть возмещен. Ни закон, ни договор не могут ограничивать права и свободы, закрепленные Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Государство априори признает свою ответственность за загрязнение окружающей природной среды, принимая специальные законы о социальной защите граждан.

Однако гарантированные государством социальные льготы и компенсации в связи с загрязнением окружающей природной среды не возмещают причиненного вреда в полном объеме, так как на практике вред, причиненный здоровью в результате, например, радиационного воздействия, и моральный вред оказались значительными.

Действующее законодательство предусматривает альтернативное право на судебное возмещение вреда. Возмещение вреда здоровью граждан по российскому законодательству регулируется следующими нормативными правовыми актами: Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г.

«О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы». Кроме этого, на территории РФ применяются законы Союза ССР в области гражданского законодательства и в части, не противоречащей Конституции РФ и законодательным актам РФ, принятым после 12 июня 1990 г.

Вопросы возмещения вреда здоровью разъяснены и в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Верховного Суда СССР. Вопрос о том, в каких пределах можно пользоваться постановлениями пленумов Верховного Суда СССР, разъяснен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. N 8.

До принятия соответствующих законодательных актов РФ нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, российскому законодательству и Соглашению Содружества Независимых Государств.

Вопросы возмещения вреда здоровью от экологических правонарушений урегулированы ст. 89 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. Предприятия, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду, несут ответственность перед гражданами за вред, причиненный их здоровью.

Если установлена прямая или косвенная причинная связь с неблагоприятным воздействием природной среды (радиации) на здоровье, это дает право потребовать возмещения вреда в судебном порядке. Требование по возмещению вреда здоровью можно предъявлять одновременно с требованиями по возмещению морального вреда. Компенсация морального вреда в соответствии с п. 3 ст.

1099 ГК РФ осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Возмещение вреда, причиненного здоровью, выражается в убытках, которые несет гражданин в связи с ухудшением здоровья. Обоснование подачи иска о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, регулируется ст. 1087 ГК РФ.

Дополнительно понесенные расходы на лечение, восстановление здоровья в санаториях, профилакториях, расходы на лечение, протезирование, посторонний уход и т. д. регулируются в соответствии с п. 1 ст. 1085 ГК РФ. В настоящее время многие граждане подают исковые заявления в суд. При этом очень важно получить положительное решение в суде первой инстанции.

Если суд установит вину предприятия и причинно-следственную связь между ухудшением здоровья гражданина и загрязнением окружающей природной среды и вынесет положительное решение, у этого гражданина появляется возможность подать на предприятие в суд, требуя возмещения ему всех убытков, которые он понесет в течение всей жизни.

Основанием подачи новых исков будет первое судебное решение, так как ч. 2 ст. 55 ГПК РСФСР предусматривается, что факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по одному гражданскому делу, не доказываются вновь при разбирательстве других гражданских дел, в которых участвуют те же лица.

В подобных делах очень важное значение может иметь вопрос: с какого момента надлежит считать причиненным вред другим поколениям прямых родственников пострадавшего от загрязнения окружающей среды гражданина? Точкой отсчета вреда, причиненного здоровью, может быть дата рождения человека. Если следствием воздействия радиации явилось бесплодие, то основанием взыскания вреда могут быть международные нормативные акты, так как согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Ответчиком по иску о возмещении вреда может быть юридическое лицо или государство, например в лице воинской части. Ответчик в судебном процессе всегда должен быть самостоятельным юридическим лицом. В данной публикации приведен пример судебного прецедента по возмещению морального вреда семье Нажмутдиновых. Это дело примечательно тем, что впервые в суде было доказано влияние радиации на несколько поколений семьи. Судебный процесс показал, что одновременное взыскание возмещения вреда в связи с неблагоприятным воздействием радиации на здоровье и морального вреда возможно. Действующее законодательство РФ и нормы международного права позволяют в судебном порядке взыскать с причинителя вреда нанесенный ущерб в полном объеме.

Раздел 1. Институт обязательств вследствие причинения вреда

Источник: http://center-bereg.ru/c908.html

Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы

Статус, категории граждан и возмещение вреда, подвергшихся воздействию радиации из-за чернобыльской катастрофы

Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:

2) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз;

3) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от вида жилищного фонда, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Абзац одиннадцатый утратил силу.

См. текст абзаца одиннадцатого пункта 3 части первой статьи 14

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, отчетность об осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, включающую объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и размер занимаемой площади жилого помещения. Дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования средств не по целевому назначению Правительство Российской Федерации вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, Счетной палатой Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в настоящем пункте;

4) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности;

5) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;

6) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;

7) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

8) внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, внеочередное приобретение садовых земельных участков и огородных земельных участков, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;

9) внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;

10) обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;

12) внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данной организации;

13) ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей;

14) преимущественное обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

15) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

инвалидам I группы — 5 000 рублей;

инвалидам II группы — 2 500 рублей;

инвалидам III группы — 1 000 рублей.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.

Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца.

Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 8 000 рублей.

В случае гибели (смерти) граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, детям, на которых при жизни погибшего (умершего) распространялось право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в соответствии с пунктом 13 части первой настоящей статьи, гарантируется право на указанную компенсацию до достижения ими 14-летнего возраста.

Источник: http://base.garant.ru/185213/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Статус, категории граждан и возмещение вреда, подвергшихся воздействию радиации из-за чернобыльской

Статус, категории граждан и возмещение вреда, подвергшихся воздействию радиации из-за чернобыльской катастрофы

Описание страницы: статус, категории граждан и возмещение вреда, подвергшихся воздействию радиации из-за чернобыльской от профессионалов для людей.

На государственном уровне лица, пострадавшие от радиации в определенные периоды, получают поддержку из бюджетных источников. В первую очередь в их число попадают чернобыльцы. Им полагаются выплаты, льготы и преференции различного вида. Для их получения нужно оформить статус. То есть подтвердить официально факт участия в аварии в том или ином виде.

Разберем, как определяется льготный статус. Каким документом он подтверждается. На что могут рассчитывать чернобыльцы разных групп в 2018-2019 году.

Статус определяется законодательством. Чернобыльцам таковой присваивается на основании норм федерального закона № 1244-1 от 15.05.1991.

Причем в число льготников попадают граждане:

  • участвовавшие в ликвидации последствий аварии;
  • находившиеся на пораженной территории во время катастрофы;
  • живущие или осуществляющие трудовую деятельность в зараженных зонах в определенные годы;
  • отдавшие костный мозг для лечения облученных и другие.

Меры соцподдержки, порядок предоставления статуса и иные вопросы исчерпывающе описаны в законе № 1244-1, подписанном 15 мая 1991 года. Текст акта постоянно совершенствуется. Последние изменения в него внесены 7 марта 2018 года.

Нет видео.

(кликните для воспроизведения).

Законом пораженные территории разделены на отдельные зоны. Они отличаются уровнем радиоактивного излучения. Причем границы участков регулярно меняются на основании контрольных замеров, проводимых специализированной службой. Зоны таковы (раздел 2 закона):

  1. Отчуждения. Любая деятельность человека на данной территории запрещена. Это районы со смертельным уровнем поражения;
  2. Отселения. К таковой отнесены районы, из которых люди выехали добровольно или принудительно ввиду опасности поражения организма;
  3. С правом на отселение. Это участки с повышенным, но не смертельно опасным излучением. На них разрешено проживание и экономическая деятельность. Однако власти организуют постоянный контроль радиационного фона с целью защиты населения;
  4. Со льготным социально-экономическим статусом. Это участки, находящиеся в пределах Российской Федерации, на которых фон повышен, но не опасно. Здесь разрешено проживание и трудовая деятельность. Но власти организуют контроль, дополнительную защиту населения в том числе путем проведения медицинских и социальных мероприятий.

Внимание: уровень поддержки граждан, пострадавших от атомной катастрофы, зависит от того, в какой из зон они находились во время аварии или проживают теперь. Скачать для просмотра и печати:

Льготная категория присваивается претенденту на основании норм законодательства. Перечень лиц, которым полагается статус пострадавшего, приведен в 19 статье указанного закона.

Правовой статус присваивается людям, подвергшимся облучению и утратившим по данной причине здоровье.

Перечень охватывает всех, кто мог попасть под облучение ввиду проживания в пораженной зоне в момент катастрофы и позже или из-за привлечения к трудовой деятельности на данной местности.

Так, льготы полагаются гражданам:

Таким образом, преференции полагаются практически всем людям, затронутым радиоактивным излучением с 1986 года по настоящее время.

Однако для новых претендентов, которые живут или трудятся в районах загрязнения ныне, предусмотрены ограничения. Таковые связаны с периодом воздействия агрессивной среды на организм. Минимальные параметры различны для отдельных зон. А именно:

  • в районе отселения необходимо прожить (отработать официально) год;
  • в регионе с правом на отселение — три;
  • на территории особых социально-экономических условий — четыре.

Льготная категория подтверждается удостоверением. Таковое чернобыльцы и ликвидаторы могут оформить в органах соцзащиты по месту нынешнего проживания. При этом от претендента требуется:

  1. Инициативное обращение с заявлением установленного образца.
  2. Документальное обоснование просьбы.
  3. Подтверждение гражданства РФ.

Претендент обязан предоставить в соцзащиту такие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении (для несовершеннолетнего);
  • выписку о проживании в пораженном регионе в определенное время (выдает отделение Федеральной миграционной службы);
  • трудовую книжку, в которой есть отметка о работе в загрязненных областях;
  • командировочное удостоверение или справку с места прежнего трудоустройства, подтверждающую участие в ликвидационных или эвакуационных мероприятиях;
  • военный билет с соответствующей отметкой;
  • архивные справки и иное;
  • справку о назначении инвалидности и заключение медико-социальной экспертизы о ее причине.

Совет: за лежачего больного в соцзащиту может обратиться представитель. Его необходимо снабдить нотариальной или приравненной к ней доверенностью.

Преференции для граждан данной группы описаны в указанном законе, Трудовом кодексе, региональных нормативных актах.

Удостоверение дает такие права:

  • на скидку в 50% по оплате:
    • коммунальных счетов;
    • жилой площади;
    • твердого топлива (если дом не обеспечен центральным обогревом);
  • обслуживание без соблюдения очередности в:
    • муниципальных медучреждениях;
    • аптеках;
  • предоставление места вне очереди в госучреждениях для престарелых и инвалидов;
  • ежемесячные выплаты разного характера;
  • обеспечение жилым помещением за госсчет при отсутствии такового в собственности;
  • первоочередное предоставление места в некоммерческих кооперативах:
    • садоводческих;
    • строительных;
    • иных (по местным законам).

Внимание: выплаты чернобыльцам запланированы в рамках федерального и регионального законодательства.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Работающие льготники при предоставлении удостоверения обеспечиваются такими привилегиями:

  • оплата листа нетрудоспособности производится в размере 100% среднедневного заработка без учета предшествующего стажа;
  • предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска сроком от 7 до 14 дней;
  • выплата единовременной компенсации на оздоровление к отпускным;
  • сохранение средней зарплаты в период получения новой профессии (отселенным при условии регистрации в Центре занятости);
  • приоритетное оставление в штате при проведении сокращения.

Подсказка: если чернобылец увольняется с места службы в связи с ухудшением состояния здоровья, то ему назначается пособие до восстановления функций организма либо оформления группы инвалидности (но не более, чем на четыре месяца).

Граждане данной льготной группы могут претендовать на такие преференции:

  • дополнительные выплаты по уходу за ребенком;
  • обеспечение детей родителей-чернобыльце местами в детских садах без учета очередности;
  • обслуживание в медучреждениях, к которым были приписаны во время прохождения службы;
  • получение льготных оздоровительных путевок.

Нет видео.

(кликните для воспроизведения).

Внимание: инвалидам из числа пострадавших от радиации назначается пенсионное обеспечение в рамках действующего законодательства.

Государство компенсирует людям потери ввиду вынужденного переселения в иной регион страны.

Законом предусмотрены такие преференции материального характера:

  • оплата транспортных услуг, в том числе по перевозке имущества (если транспорт не предоставлялся бесплатно);
  • компенсирование утраты:
    • домашней утвари (если ее нельзя было вывести ввиду сильного загрязнения);
    • сельскохозяйственных животных, многолетних насаждений и посевов;
    • дачных домиков (выплачивается без учета регистрации претендента на момент аварии);
  • единовременное пособие на переезд.

Важно: компенсация за домик (в 1986 году землю в собственность не выдавали) производится и наследникам умерших. В отношении объекта выплата полагается один раз.

Привилегии любого характера предоставляются претенденту на основании двух документов:

  • паспорта;
  • удостоверения чернобыльца.

Алгоритм оформления таков:

  1. Определить организацию, которая отвечает за тот или иной вид льгот.
  2. Подать заявление и копии указанных документов.
  3. Дождаться ответа.

Важно: привилегии, описанные в федеральном законе, обязаны представлять предприятия всех форм собственности. От льготника требуется подача заявления и подтверждение статуса.

Например, чтобы получить жилое помещение за счет бюджета, нужно обратиться в местную администрацию. Вместе с заявлением предоставляются такие документы:

  • паспорт;
  • удостоверение;
  • справка о нуждаемости в улучшении условий проживания.

Государство поддерживает пострадавших весь период их жизни. Статус дает право на получение соцпомощи разного вида до самой смерти.

А после смерти льготника поддержка оказывается родным и близким. Им выплачивается пособие на погребение. А в некоторых ситуациях — пенсия по утрате кормильца.

Ядерная катастрофа, произошедшая в СССР, отразилась на судьбах жителей нескольких стран. Республики на уровне законов также поддерживают пострадавших. На законодательном уровне присвоение статуса установлено:

  1. В Украине законом № 796- XII от 28.02.1991. Акт подобен российскому. В нем присутствует описание льготных категорий и соответствующих мер поддержки;

Источник: https://xn----8sblenbpkrbiqr6fya2c9a1a.xn--p1ai/status-kategorii-grazhdan-i-vozmeshhenie-vreda-podvergshihsya-vozdejstviyu-radiatsii-iz-za-chernobylskoj/

Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I

Статус, категории граждан и возмещение вреда, подвергшихся воздействию радиации из-за чернобыльской катастрофы

Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования, а в части норм, относящихся к пенсионному обеспечению, а также статьи 23 — с 1 сентября 1991 г.

Текст Закона опубликован в «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 23 мая 1991 г., N 21, ст. 699

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 марта 2018 г.

N 11-П положение части четвертой статьи 14 настоящего Закона признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г.

N 3-П пункт 7 статьи 17 настоящего Закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой установленный его положениями правовой механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с правом на отселение) и вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), нуждающихся в улучшении жилищных условий, в системе действующего правового регулирования не гарантирует равным образом — вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) — однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к указанным категориям гражданам

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. N 17-П положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г.

N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам — инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П положения части третьей статьи 5 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ во взаимосвязи с положениями части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г.

«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» поскольку они не предусматривают такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, а в части перехода на новый критерий индексации сумм возмещения вреда — пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ — не противоречащими Конституции РФ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 535-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июня 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 509-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части третьей статьи 5 и части четвертой статьи 27.1 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части третьей статьи 5 и части четвертой статьи 27.1 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части третьей статьи 5 и части четвертой статьи 27.1 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 428-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 30 июня 2014 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 346-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ настоящие изменения исключены с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в статьи 22, 23 и 28.1, часть первую статьи 29, статьи 30 — 37 и 41 настоящего Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу через месяц со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 11 декабря 2002 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 5 июля 1999 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 апреля 1999 г. N 79-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 1997 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 декабря 1996 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ

Изменения вводятся в действие со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением норм, касающихся пенсионного обеспечения и возмещения вреда, которые вводятся по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Пункт 9 части первой статьи 18 (в части полномочий Совета народных депутатов), абзац первый пункта 3 части второй статьи 25 (в части полномочий Советов народных депутатов), часть третья статьи 44 (в части полномочий Президиума ВС РФ), статья 47 (в части полномочий ВС РФ и местных Советов народных депутатов) настоящего Закона признаны не действующими и не подлежащими применению

Закон РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I

Изменения вводятся в действие с момента опубликования названного Закона

Источник: http://base.garant.ru/185213/

ПраваКодекс
Добавить комментарий